Импорт-контроль при внешнеэкономических операциях

Всё хорошо, когда бывает кстати.

Уильям Шекспир” Венецианский купец

Данная статья посвящена тому, как избежать ошибки, игнорируя важность анализа поставки на необходимость подготовки и получения разрешительных документов, которые потребуются для прохождения различных видов государственного контроля и выполнения нетарифных мер регулирования ВЭД при ввозе товаров на таможенную территорию Украины.

Каждый раз выступая с докладами на мероприятиях по теме ВЭД, я акцентирую внимание своих слушателей на необходимости своевременного выполнения контрольных процедур, правильном информировании всех субъектов цепи поставки и осознании специфики получения разрешительных документов, которые потребуются для быстрого и успешного таможенного оформления.

Имея многогранный опыт работы практически со всей существующей номенклатурой товаров и таможенными режимами, мы в своей практике сталкивались со всеми существующими видами разрешительных документов, что привело нас к внедрению в Компании так называемого этапа “Импорт-контроль”. Как показала многолетняя практика, данный этап — основной инструмент, который закладывает фундамент будущего успешного таможенного оформления и всех связанных процессов.

В чем же заключается данный этап?  

Еще до формирования заказа на товар, в преддверии расчета экономической эффективности импорта, и даже до факта составления и подписания контракта, необходимо располагать полной и достоверной информацией по характеристикам, составу и назначению товара, планируемого к ввозу. Сама процедура “Импорт-контроля” заключается в создании и заполнении специально разработанной формы запроса, в которую мы вносим данные по коду УКТВЭД, ставкам пошлины, НДС и акциза, а также регламентированные разрешительные документы с учетом таможенного режима.

Данная процедура позволяет полноценно и своевременно информировать своих Клиентов и Партнеров для последующего формирования розничной цены на товар, а также снабжать их комплексной информацией о сроках, перечне документов и стоимости получения необходимых разрешений

Таким образом, обработанная форма “Импорт-контроля” позволяет просчитать импортные налоги, понимать затраты, которые Компания-импортер несет на сертификацию, располагать сроками для получения разрешений, лицензий, регистраций и заключений, позволяет принимать правильные решения для будущей ВЭ-операции. Например, корректно сформировать в тексте контракта перечень документов, которые потребуются от продавца не только для выполнения таможенных формальностей, но и для бесперебойного прохождения всех процедур регистрации продукта в Украине.

Основной результат, который мы получаем с процедурой “импорт-контроля” = удовлетворенный и проинформированный Клиент, который располагает информацией о сроках на получение разрешений для импорта или реализации товара + вовремя полученные документы и к приходу транспортного средства на таможню для последующего декларирования  = быстрое и бесперебойное таможенному оформлению

В качестве успешных примеров реализации этапа можно назвать решение таких популярных для многих субъектов ВЭД в Украине вопросов как:

  • Получение Заключений государственной службы Украины по контролю за наркотиками еще до прихода груза.
  • Наличие Заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы на перечень товаров, которые стало возможным ввозить без заезда в зону таможенного контроля, проставляя штампы о позитивном прохождении данного вида контроля на границе на основании заключения.
  • Вовремя полученное Заключение СБУ на товары из контрольного списка согласно ПКМУ №86

Все это, а также многие другие, заранее полученные документы для импорта, позволяют сэкономить немалые Клиенту средства на погрузочно-разгрузочных работах и хранении товара на таможенном складе, в ожидании получения этих документов.

В нашей практике были и кейсы, когда Компания-импортер, узнав о сроках и стоимости процедур для регистрации товара, просто отказывалась от его импорта по причине его дальнейшей неконкурентной цены на рынке. Бывали случаи, когда факт отгруженного товара и необходимость его дальнейшего срочного оформления вызывали простои на таможенном терминале или вынуждали надолго размещать грузы на таможенный склад таможни, что также добавляет затраты к себестоимости продукта, нарушает сроки Заказчика, и что в конечном итоге сказывается и на всех нас, как на потребителях данных товаров или товаров производимых с помощью импортируемых.

Одним из самых показательных случаев могу назвать ситуацию, когда произошла несанкционированная отправка груза в адрес нашего Клиента, без проведения этапа “импорт-контроля”, что, задержало груз в аэропорту Борисполь на 7 месяцев по причине невозможности выпуска товара без разрешительных документов, получение которых занимало от трех до шести месяцев.

При осуществлении контрольных процедур по проверке, не стоит забывать о внесенных изменениях в Закон Украины еще 15.01.2015 № 124-VIII ЗУ «О защите прав потребителей», где исключена норма об осуществлении таможенного оформления импорта товаров на основании документов по оценке соответствия (письмо ДФС № 2339 / 99-99-24-03-01-18 от 29.09 .2015). Однако, исключение данной нормы, дает “зеленый свет” для процедур декларирования груза, ведь с таможни сняты полномочия контроля наличия документов по оценке соответствия и наличие знака соответствия (кроме случаев, указанных в ЗУ от 02.12.2010 № 2735-VI, ст. 37 — 40). При этом, наличие документов, подтверждающих факт оценки соответствия, крайне необходим для последующей реализации товара, к чему нужно быть готовым заранее.

Один из запоминающихся случаев из практики наших коллег наочно продемонстрировал неготовность Клиентов нести затраты в размере 30 тысяч гривен на сертификацию партии товара, стоимость которой не превышает 10 тысяч гривен.

Мы желаем Вам слаженных и своевременных процессов, которые позволят оптимизировать время и затраты для успеха и процветания Вашего бизнеса!


Мирошниченко Вита

Генеральный Директор Группы Компаний «Капитал» (CPTL Group)