Таможенное оформление без проблем

Вита МИРОШНИЧЕНКО,  
генеральный директор группы компаний «КАПИТАЛ»

Этой статьей открывается цикл публикаций о подготовке к процедурам таможенного оформления, который, надеемся, поможет многим компаниям наладить грамотное взаимодействие между всеми участниками этого процесса

Начнем с того, что, в принципе, предопределяет всю структуру алгоритма таможенного оформления – с нетарифного регулирования (НР) внешнеэкономической деятельности. Так называют совокупность методов государственного регулирования ВЭД, не относящихся к таможенно-тарифным, но имеющих целью воздействие на процессы в сфере внешнеэкономической деятельности. Цель такого воздействия – введение защитных мер для предотвращения попадания на таможенную территорию и внутренний рынок контрафактных товаров, а также товаров низкого качества, несущих угрозу здоровью и жизни населения, экологии региона.

Государство очень серьезно подходит к этому виду регулирования внешнеэкономической деятельности, поэтому в случае необходимости получения каких-либо разрешительных документов для целей таможенного оформления субъекты ВЭД должны обращаться в специализированные государственные или уполномоченные государством организации.

Как же определить, распространяются ли те или иные меры НР на товар, с которым вы работаете? Для этого есть три пути:

Изучить всю нормативную базу, связанную с ВЭД

Для этого придется самостоятельно проделать огромный объем работы, но в результате вы будете уверены в своем решении, а также получите солидный объем знаний, который позволит защититься от незаконных требований фискальных органов. И что немаловажно – это не потребует финансовых расходов с вашей стороны.

Обратиться за консультацией к специалистам

В этом случае вы получите исчерпывающий отфильтрованный перечень разрешительных документов, который необходим именно вам и именно для вашей поставки. Полнота консультации зависит от уровня компетенции специалиста, с которым вы работаете.

Воспользоваться специализированными лицензионными программными комплексами для ВЭД.

В зависимости от заданного кода УКТ ВЭД, программа сформирует справку, в которой будут указаны все нормативные документы, где встречается данная товарная позиция. Останется только просмотреть нормативную базу на предмет необходимости получения разрешительных документов именно для нашего конкретного случая (товара, кода, таможенного режима).

Одним из важных документов, которые регулярно используются для таможенного оформления, является заключение санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Оно нужно для проставления на транспортной накладной разрешительного штампа «ввоз и использование товара разрешены». Необходимость наличия такого штампа регламентирована постановлением КМУ №1031 от 5 октября 2011 г. «Некоторые вопросы осуществления государственного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины» и зависит от кода товара по УКТВЭД.

Закон Украины №4004-ХІІ от 24 февраля 1994 г. «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения» предусматривает определение безопасности хозяйственной деятельности, которая прямо или косвенно может влиять на здоровье населения, установление соответствия объекта экспертизы требованиям санитарных норм, оценку полноты и обоснованности санитарных и противоэпидемиологических мер, оценку возможности негативного влияния опасных факторов, связанных с деятельностью объектов экспертизы, определение степени создаваемого ими риска для здоровья населения.

Существует перечень кодов УКТВЭД, для которых наличие позитивного заключения СЭС принципиально важно для проставления разрешительной печати. В зависимости от характера товара, это следует учесть при подготовке к поставке и планированию внешнеэкономической операции, ознакомившись с нормативными документами. Нередко импортерам, которые не позаботились о наличии такого документа заранее, приходится получать его в процессе таможенного оформления, когда инспектор таможни обратит внимание на отсутствие штампа в транспортной накладной. А в СЭС этот штамп не поставят без предоставления заблаговременно оформленного заключения, что станет причиной простоя транспорта, потому как на оформление его уйдет не один день.

С сентября 2015 г. для импорта пищевых продуктов, требуется также оригинал международного санитарного/ветеринарного сертификата, который выдается страной-экспортером, если он предусмотрен санитарными мерами (см. письма №15-1-1-14/24288 и №02.03/369-1 Госветфитослужбы Украины от 18 сентября 2015 г.).

Стоимость заключения санитарно-гигиенической экспертизы зависит от:

  • физических свойств и параметров товара (размер, температура плавления и кипения, вязкость, плотность, теплоемкость, тепло и электропроводность, концентрация и т.д.);
  • типа продукта, его применения и назначения (принадлежность к определенной категории: продукты питания, строительная химия, оборудование, авторемонтная продукция и т.п.);
  • химического состава продукции.

По результатам изучения документов на товар эксперт определяет количество и виды экспертиз, которые необходимы для получения санитарно-гигиенического заключения. Перечень документов, которые необходимо подать для проведения экспертизы, а так же образец заявки даны в приказе Министерства здравоохранения Украины №247 от 9 октября 2000 г.

Важно заблаговременно определить для себя критерии выбора учреждения для получения заключения. Такими критериями могут быть:

  • определение института для получения заключения СЭС, исходя из сферы его полномочий;
  • определение экспертом минимального количества видов экспертиз;
  • оптимальная стоимость заключения;
  • оперативное его получение (не более 14 рабочих дней);
  • срок действия документа (минимум 3 года).

Знание о необходимости осуществления санитарно-эпидемиологического контроля товара в определенном таможенном режиме, а также наличие списка критериев выбора учреждения для проведения экспертизы позволит получить заключение вовремя и не в экстремальных условиях. Это даст возможность планировать поставки с заблаговременной подготовкой необходимых разрешительных документов и приблизит к цели осуществлять таможенное оформление в срок не более 4 часов (согласно ст. 255 ТКУ).