Не секрет, что от кода товара может зависеть не только размер таможенной пошлины, но и нетарифное регулирование, наличие или отсутствие преференции, таможенная стоимость и особенности определения страны происхождения товара.

Предлагаем вашему вниманию методический материал «Инструменты опытного брокера для правильности классификации товаров согласно УКТВЭД»

В этой инструкции вы найдете свод Правил, по которым мы предлагаем работать при классификации товаров. Разумеется, все изложенное нами не догма. Есть много подводных камней, о которых вам нужно знать. Наши инструменты – начало пути к цели «быть всегда готовым».

Мы будем рады рассказать вам еще много нового и полезного в своих публикациях и на своих мероприятиях.

С методическим материалом вы сможете ознакомиться по ссылке:

С уважением, Коллектив Capital Group.

Корректировать нельзя оформлять

О новых веяниях в работе таможни, негативно влияющих на транспортную логистику товаров.

Последние несколько недель стали поводом для переживаний у многих импортеров украинского рынка, так как ГФС обратила особо пристальное внимание на уровень цен, на которые таможня ориентируется при определении базы налогообложения при импорте. Речь идет о таможенной стоимости в $ за 1 кг массы нетто товара.

Результатом такого “внимания” стала повальная практика, при которой большинство грузов стало проходить через процедуру контроля таможенной стоимости без оглядки на уровень компании, ее репутацию и регулярность импорта таких товаров по той же цене.

Такой безличностный подход фискальных органов вызвал бурное обсуждение в бизнес среде, ведь компании, которые ведут “прозрачный бизнес” с первых дней начали на себе ощущать усиление контроля и измерять его последствия в часах и деньгах. Увеличились скопления грузов на границах и таможенных терминалах, ведь такая политика ГФС в вопросе контроля цен вынуждает импортеров брать “тайм-аут” в поставках, чтобы избежать финансовых потерь в результате простоев транспорта и корректировок стоимости. Некоторые даже замерли в ожидании прекращения подобных мероприятий.

При этом, все участники ВЭД прекрасно знают, с чем связана такая внезапная необходимость усиления внимания и предполагают, когда это закончится, но стараются дипломатично промолчать. С подобной “активностью” компании с опытом в ВЭД не единожды сталкивались во времена “паперєдніков”, но никак не ожидали, что такое возможно в наши дни.

Для примера приведу свежий кейс, в котором многие узнают себя:

Компания работает по прямым контрактам с крупными китайскими заводами, завозит товары в Украину на регулярной основе, имеет безупречную репутацию в таможенных органах, корректные документы и несправедливо становится жертвой вынесения Решения о корректировке таможенной стоимости с переплатой налогов после предоставления запрошенных таможней документов.

Нужно сказать, что в случаях подтверждения таможенной стоимости стоит гибко применять Ст.53 ТКУ, о чем я уже не раз писала в своих статьях по данной теме, ведь не все перечисленные в упомянутой статье документы действительно необходимы таможне и как и не все их возможно получить резиденту Украины.

Так, базовыми дополнительными документами для подтверждения таможенной стоимости являются:

  1. Если счет оплачен: банковские платежные документы + инвойс, по которому осуществлялась оплата.
  2. Копия таможенной декларации страны отправления.
  3. Транспортные документы + документы, содержащие сведения о стоимости перевозки: договор с перевозчиком+договор с экспедитором+счет на транспортные услуги+справка о тр-тных расходах с разбивкой.
  4. Страховые документы, содержащие сведения о стоимости страхования.
  5. Прайс лист от производителя.
  6. Каталоги, спецификации.
  7. Выписка из бухгалтерской документации об отчуждении оцениваемых/идентичных/аналогичных товаров.
  8. Приходные/расходные накладные.
  9. Выводы экспертных организаций.
  10. Информация биржевых организаций на биржевые товары.

В случае клиента случай которого описывается, внезапный этап контроля таможенной стоимости стал причиной задержки груза “на колесах”, а аргументы о том, что условия ВЭ-операции не изменились с момента недавнего импорта по текущей цене оказались неубедительными. Пришлось оперативно готовить запрошенные документы для подтверждения цены. В результате их рассмотрения таможней, импортер получает решение о корректировке таможенной стоимости с ссылкой на непредоставление всех необходимых документов и информацией о том, что идентичный товар завозится по цене выше. Среди запрошенных документов отсутствовал лишь один – ценовое экспертное заключение Торгово-промышленной палаты, при этом, все мы прекрасно знаем, что такое заключение имеет справочно-информативный характер. В таких ситуациях можно согласиться на решение таможни и принять корректировку или выпускать груз по Ст. 55 ТКУ под гарантийные обязательства, что и было сделано. Нас это не испугало, так как мы имеем позитивный опыт споров с последующим возвратом излишне уплаченных платежей по подобным случаям, но огорчает длинный цикл рассмотрения дел из-за перехода большинства судебных инстанций в письменное делопроизводство.

Увы, подобные случаи повторяются с досадной частотой. Удручающая статистика последней недели говорит о 7 из 10 случаев запроса дополнительных документов, из них на 3 случая предлагают корректировку стоимости.

Безусловно, не все компании имеют опыт споров с фискальными органами и в принципе не хотят идти на такие меры. Для многих, сам факт необходимости “заморозки денежных средств” на счетах таможни в оформлении по Ст.55 на неизвестный период уже останавливает на этапе принятия решения. Вполне возможно ГФС на это и рассчитывает: субъект не станет “ввязываться в драку” из-за неокупаемости затрат на будущий спор. В то же время, мы поддерживаем позицию компаний, готовых идти до конца в доказательстве контрактной цены. Практика показывает: если говорить в рупор и хором – слышно будет куда лучше. Если импортер принимает решение о борьбе за справедливость, нужно взвесить все плюсы и минусы будущих действий и принять данное решение без эмоций, получив развернутую консультацию и подготовиться к неоднократным оформлениям по такому же сценарию, если речь идет о регулярном импорте идентичных товаров. Ошибка многих компаний, которая в дальнейшем закрывает дорогу к позитивному разрешению спора – последующие самостоятельные корректировки по выписанному таможней первому решению. Здесь должен работать принцип “Каждый день – это новый день”. Это говорю я как в случаях с классификацией товаров согласно УКТВЭД, так и в решениях по таможенной стоимости. Это значит, что каждое несогласие с ценой таможни по каждой партии товара должно сопровождаться отдельно вынесенным решением о корректировке, с последующим оформлением ГТД по Ст.55. Тогда и только тогда спор в суде может увенчаться успехом.

На примере недавнего случая с выдачей решения о корректировке, импортер не был готов к сбору документов и простою транспортного средства, который уже имел место на протяжении трех дней и согласился с новой ценой, чтобы выпустить груз с переплатой налогов на 1400 долларов больше по предложенной таможней “самокорректировке”. При этом, компания понимает, что сознательно положила начало ввоза данного товара по завышенной цене и я очень сомневаюсь, что при этих обстоятельствах отстоять позицию по контрактной цене станет возможным в ближайшее время.

Наверняка, бизнес сейчас может разделиться на две половины: на тех, кто хочет ехать быстро, но дорого, и других, которые будут спорить, оформляться без переплат, но ехать медленно.

“История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса”, когда-то сказал Гегель….Вышеописанные обстоятельства – дежа-вю пятилетней давности, которые еще свежи в памяти многих: полное непонимание происходящего, обсуждения в бизнес-сообществах, встречи в ассоциациях для построения конструктивного диалога с фискальным органом.
    Компании, которые готовы оспаривать действия таможни и действовать в защиту своих интересов всегда пойдут по тернистому и длинному пути, а спустя время все равно получат заслуженный результат – цена будет признана. Доводы таможни относительно рисков системы АСАУР при проверке таможенной стоимости и наличие в базе таможенного органа информации о том, что идентичные или подобные товары оформлялись другими компаниями по более высокой цене – не являются основанием для отказа в принятии заявленной таможенной стоимости по цене контракта, при отсутствии других законных оснований для требования дополнительных документов. Такова судебная практика подобных дел.

Честный бизнес за последние годы привык к уважению со стороны фискальных органов и крайне настораживающе смотрит на такую дестабилизирующую обстановку, которая приводит к ухудшению инвестиционного климата. Для крупных налогоплательщиков и международных компаний это вполне может вызывать недоверие, не говоря о том, что такие подходы далеки от европейских, курс которых взят в основу реформирования таможни и страны в целом.

Как говорится, не стоит обижать куриц, которые несут золотые яйца.

Единое окно. Поехали!

Обзор практического применения норм закона №7010 по видам контроля.

Как известно, 29 сентября президент Украины Петр Порошнко подписал Закон о введении механизма “единого окна” и оптимизации контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины, в связи с чем “единое окно” полноценно пришло в нашу таможенную жизнь. Это был долгожданный шаг для участников внешнеэкономического сообщества, который еще на уровне проекта получил поддержку от различных общественных организаций и бизнес-ассоциаций. Подписание закона продемонстрировало открытость правительства перед бизнесом и международными инвесторами. Разумеется, данный шаг должен позитивно повлиять на улучшение инвестиционного климата в стране, гармонизировать украинские нормативные акты с европейским законодательством.

С вступлением закона в силу, изменения коснулись практических процессов каждого субъекта ВЭД. Часть из них вздохнула с облегчением, а у части в очередной раз “накалило нервы”.

Изменение названий видов контроля с санитарного, фитосанитарного, экологического, радиологического, ветеринарного привело к тому, что после вступления в силу закона товары теперь подлежат таможенному контролю, пограничному контролю (который включает радиологический), санитарным мерам (к которым относятся ветеринарно-санитарный контроль и контроль пищевых продуктов), а также фитосанитарным мерам.

Радиологический и экологический контроль осуществляется без задействования субъекта ВЭД, а ведь не так давно невозможность его прохождения на границе ложилась на плечи импортера и декларанта в части сбора дополнительных документов и предоставления груза к досмотру соответствующей инспекцией по приезду в зону таможенного контроля.

В качестве примера можно привести импорт товаров FMCG, где импортеры освободились от процедуры получения заключения санитарно-эпидемиологической службы (далее – заключения СЭС) до начала таможенного оформления с целью прохождения санитарно-эпидемиологического контроля. Зная сроки рассмотрения документов, “номинальность необходимости заключения” по принципу “бумага ради бумаги”, а также бюрократические процедуры Госпродпотребслужбы при получении таких заключений, отмена их предъявления в процессе таможенного оформления существенно сократила время на подготовку продукции к ввозу.

Отмена санитарно-эпидемиологического контроля исключает необходимость получать заключение, –  подумали все, но, увы (или к счастью), это не совсем так. Для реализации товара данное заключение все еще требуется. Тем не менее, на сегодняшний день импортер уже имеет возможность не задерживать отгрузку товара, несмотря на то, что отсутствие заключения СЭС еще придерживает товар перед началом продажи на складе.

Осуществлением контроля пищевых продуктов теперь занимаются те же сотрудники Госпродпотребслужбы, которые осуществляют и ветеринарно-санитарный контроль. Ранее за данный контроль отвечала санитарно-эпидемиологическая инспекция, которая завершала контроль продуктов питания без каких-либо официальных платежей, а для оформления требовалось лишь наличие сертификата здоровья от поставщика (health certificate). На сегодняшний день все выглядит иначе. Для прохождения контроля необходимо оплатить официальный платеж, сумма которого зависит от количества ввозимого товара, предоставить платежное поручение, предъявить сертификат здоровья (health certificate) или действующее СЭС заключение, а кроме этого предоставить груз к осмотру инспектору Госпродпотребслужбы в зоне таможенного контроля даже если по таможенным формальностям груз не попал под процедуру досмотра.

Необходимость доработки некоторых нормативных актов и неготовность как Госпродпотребслужбы, так и компаний-импортеров пищевой продукции к процессам прохождения контроля по-новому в начале стало следствием длинных очередей за подписанием соответствующих договоров и получением счетов на предварительную оплату таких услуг службы, а заполненность терминалов автомобилями для осмотра грузов стала еще более неприятным следствием. Стоит отметить, что ранее такие грузы выпускались по ГТД типа ИМ-40 ЕА (без заезда на таможенный терминал). На данный момент такое оформление стало практически невыполнимым. В некоторых случаях служба не успевала осуществлять контроль в положенный 4-х часовой норматив и намеренно ставила задержку на осуществление контроля путем требования предъявить к осмотру груз на таможенном терминале. Естественной реакцией на такие действия “контролеров” стали обращения бизнеса в таможенные органы для внесения ясности в процедуры таможенного оформления.

Флагманом в урегулировании вопроса стала Киевская городская таможня ГФС, руководство которой инициировало в конце октября проведение ряда встреч с субъектами ВЭД, главным предметом которых было обсуждение инициатив по внесению изменений в Закон Украины № 2042-III от 18.05.2017 “О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктов…” в связи с введением механизма “единого окна” и оптимизацией осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины. Законная позиция бизнеса, которую поддержала таможня – оперативное прохождение контроля пищевых продуктов, которые импортируют добросовестные компании в полном соответствии с законодательством Украины, через систему “единого окна”. Прежде всего, это соответствие процедуры ч. 10 ст. 319 Закона Украины №2530-VIII от 06.09.2018, в которой идет речь о взаимодействии таможни с уполномоченными органами при перемещении товаров через таможенную границу. Именно эту законодательную норму мы рекомендуем сохранить и применять в случае двоякой трактовки службами и таможнями, которая приводит к задержкам груза.

В Таможенном Кодексе Украины сказано, что, если на момент окончания времени оформления товара отсутствует информация о запрете его выпуска в заявленный таможенный режим, работники таможни будут самостоятельно завершать таможенное оформление, даже если разрешения соответствующего органа государственного контроля не будет. При этом стоит понимать, что таможня имеет право инициировать контроль Госпродпотребслужбы в связи с тем, что в Украине есть обязанности по качеству и безопасности пищевой продукции перед международным сообществом, которые мы не можем игнорировать.

Как нам стало известно, в некоторых таможнях по-прежнему сохраняется такой процесс оформления, при котором служба задерживает контроль свыше 4-х часов, а таможня не выпускает груз, тем самым нарушает норму ТКУ. Разумеется, это приводит к ненормативным простоям транспортных средств, тем более, если речь идет о пищевых продуктах.

Относительно изменений в фитосанитарном контроле пока радоваться нечему. Работаем по-старому, с оплатой за инспектирование в фитосанитарную службу, с досмотром товара инспектором с целью контроля маркировки деревянных паллет. В то же время, мы ожидаем вступление в законную силу изменений касающихся статьи 30 ЗУ  “О карантине растений”, в которой оговорено требование инспектирования объектов регулирования в ходе таможенного оформления. Изменения исключают эту норму, а плата за проведение фитосанитарного контроля товаров будет включаться в состав единого сбора, который взимается в пунктах пропуска через государственную границу Украины.

Что касается ветеринарного контроля, ранее решение о необходимости отбора образцов для стандартного или расширенного анализа (отличие в сроках и стоимости исследования, а также набора проверяемых критериев в ходе исследования) принималось, опираясь на “субъективное мнение” представителя службы. С нововведениями такое решение будет приниматься на основании системы анализа управления рисками. Это исключит влияние человеческого фактора и, соответственно, коррупционную составляющую.

Для полноценной работы системы в кратчайшие сроки было приведено в соответствие программное обеспечение, которое отвечает основным требованиям закона, а впереди разработчиков ждет еще огромный объем работы, который сегодня даже невозможно оценить. В связи с тем, что различные нововведения закона будут внедряться постепенно, в трехмесячный срок со дня вступления в закона в силу будут приняты нормативно-правовые акты, необходимые для его реализации, а в течение шести месяцев необходимо обеспечить доработку программного обеспечения для функционирования единой автоматизированной информационной системы таможни и  создание долгожданного единого государственного информационного веб-портала “Единое окно для международной торговли”. Разумеется, все упирается еще в сопутствующие службы, которые или будут содействовать, или (как это в основном и происходит) отмалчиваться, бездейственно кивать, а часто даже саботировать внедрение необходимых нововведений.

Чего же нам стоит еще ожидать в ближайшее время? Переход в полностью электронный документооборот, который заменит бумажные экземпляры. Благодаря этому импортеры, экспортеры, таможенные брокеры перестанут сканировать бумажные разрешения и отправлять их в таможню, а таможня уже не будет пытаться рассмотреть, что разрешено тем документом, который получен вместе с таможенной декларацией.

К тому же, отменяются необоснованные препятствия для экспорта украинских товаров путем согласования положений ТКУ и требований законов “О ветеринарной медицине”, “О карантине растений”, “Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов” относительно осуществления контрольных процедур в отношении товаров, вывозимых из Украины только тогда, когда это требуется страной импорта или транзита, а не в обязательном порядке, как сейчас. Также предусматривается приведение существующих сегодня процедур контроля товаров, ввозимых в Украину, и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО “О применении санитарных и фитосанитарных мер”, которая является неотъемлемой частью соглашения об учреждении Всемирной торговой организации и обязательная для всех членов ВТО, в том числе и для Украины. Кроме того, все мы ждем изменений, которые касаются многократного использования однократно внесенной информации, сокращения количества контролирующих органов на границе и уменьшение количества контролирующих органов, с которыми контактируют субъекты ВЭД в своей деятельности и количества разрешительных документов для таможенного оформления товаров.

Бизнесу рано радоваться и стоит приготовиться ко второй волне интеграции, которая, по всем прогнозам, окажется непростой. Ни для кого не секрет, что по сей день существуют нововведения, за которые всякий раз приходится бороться, выгрызая их зубами. Поэтому читаем внимательно Закон, запасаемся терпением и движемся в новом направлении, которое качественно изменит все наши таможенные процессы в лучшую сторону.

Редакция не влияет и не несет ответственности за содержание блогов. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов блогов.

Не более 2-х лет между Украиной и Евросоюзом действует режим свободной торговли. Однако многие участники рынка до сих пор не знают, как с выгодой для своего бизнеса воспользоваться возможностями, которые можно получить по соглашению об ассоциации Украина – ЕС.

  1. Три основные условия пользования льготным режимом зоны свободной торговли.
  2. Когда можно идентифицировать происхождение товара как украинского, или как произведенного в ЕС, согласно действующим нормативным актам.
  3. Какие могу быть причины произношение таможенных органов в получении преференциального статуса товаров.
  4. Пути ввоза товара стоимостью более 6000 евро.
  5. При каких условиях предоставляется Статус уполномоченного экспортера компании в таможенных органах.

Эти и многие другие вопросы раскрыла Вита Мирошниченко, генеральный директор Группы Компаний «Капитал», в статье «Использование преференций в торговле со странами ЕС», которую вы сможете найти на страницах журнала Forum.

 

Журнал “Forum”, сентябрь 2018

Про митні формальності. По ділу й нічого зайвого

Одним із основних факторів успішного ведення зовнішньо-економічної діяльності є налагоджений процес здійснення митних формальностей. Його результат залежить від правильної побудови алгоритму митного оформлення товарів і покрокової підготовки необхідних документів для супроводу зовнішньоекономічної операції. Про базові аспекти документального супроводження зовнішньоекономічної операції при здійсненні експорту розповідає Віта Мірошниченко, експерт із ЗЕД, генеральный директор Сapital Group, спікер МВА з питань міжнародного бізнесу.

Зовнішньоекономічний договір (контракт) є

матеріально оформленою угодою двох або більше сторін, яка спрямована на регулювання прав та обов’язків сторін у зовнішньоекономічній діяльності. При підготовці проекту контракту заздалегідь рекомендуємо ознайомитись із наказом Мінекономіки України від 06.09.2001 р. № 201 та включити до контракту всі перелічені у ньому розділи в прямій або контекстній формі.

Ст. 9 Конвенції ООН 1980 року про договори міжнародної купівлі-продажу підкреслює, що сторони договору пов’язані будь-яким звичаєм, щодо якого вони домовилися, і практикою, яку вони встановили у своїх взаємних відносинах. За відсутності інших домовленостей вважається, що сторони мали на увазі застосування до їх договору чи до його укладення звичай, про який вони знали чи мали знати і який у міжнародній торгівлі широко відомий і постійно додержується сторонами в договорах такого роду й відповідній галузі торгівлі.

Рахунок-фактура (Інвойс)

– це фінансовий документ, за яким здійснюються розрахунки за товар, поставлений у визначеній його змістом кількості та за вказаною ціною. Інвойс є фактичним засвідчення угоди між експортером та імпортером і є обов’язковим для пред’явлення до митного оформлення. Рахунок-фактура має обов’язково містити: дані про експортера та імпортера, дату складання та номер, опис товарів та одиниці виміру, кількість товару, вартість за одиницю та загальну вартість товару, загальну суму за рахунком і валюту платежу (еквівалентна сума може бути вказана у валюті, вільно конвертованій в євро або інший платіжний засіб держави, що імпортує), умови оплати й умови доставки відповідно до Інкотермс, а також спосіб транспортування.

Транспортна документація.

Характер і перелік транспортних документів залежать від виду транспорту, яким буде виконуватися доставка вантажу, й особливих умов такого перевезення, таких як «Митна конвенція про міжнародне перевезення вантажів із застосуванням книжки МДП» (Конвенція МДП) і «Конвенція про тимчасове ввезення» (Стамбульська конвенція).

Залежно від виду транспорту, виділяють такі товарно-транспортні документи (накладні), як Коносамент (для морських перевезень), Коносамент FIATA (для інтермодальних або комбінованих перевезень), CMR (для автомобільних міжнародних перевезень), накладна Air Way Bill (для повітряного транспорту), накладна СІМ (для залізничних перевезень).

Для перевезень у рамках міжнародних митних конвенцій застосовують додатково до транспортної накладної спеціальні документи, так звані карнети.

Карнет АТА використовується при перевезенні в рамках «Конвенції про тимчасове ввезення» та видається торговою палатою країни-експортера в якості міжнародного дозволу на тимчасове ввезення/вивезення товарів без обкладання митом і податками.

Карнет TIR (Книжка МДП) – це документ установленого зразка, що видається для автомобільного транспорту та виступає міжнародною гарантією сплати митних платежів при перевезенні вантажів із застосуванням процедури згідно з «Митною конвенцією про міжнародне перевезення вантажів із застосуванням книжки МДП».

Пакувальний лист

містить інформацію про вагові та масо-габаритні характеристики вантажу, кількість вантажних місць, перелік товарів, вид пакування, номер рахунку-фактури, що додається. Існує поширена практика фіксувати відомості, що зазначаються у пакувальному листі, в рахунку-фактурі, якщо це допускається формою Рахунку продавця.

Сертифікат про походження

видається торгово-промисловою палатою країни-експортера та підтверджує країну походження товару. Як правило, він потрібен митному органу країни-імпортера для здійснення тарифного та нетарифного регулювання під час митних проведення формальностей. Також сертифікати походження товарів можуть бути пред’явлені банківським установам, наприклад, коли сторони при здійсненні розрахунків за зовнішньоторговельними операціями вказали в акредитиві наявність таких документів. Крім цього, сертифікати походження необхідні у випадках, передбачених відповідними зовнішньоторговельними контрактами, національними правилами країни-імпортера, а також міжнародними угодами, учасниками яких є сторона експорту та сторона імпорту товару. Зазначений вище базовий пакет документів є на сьогоднішній день необхідною умовою для здійснення митних формальностей у режимі експорту, кінцевим результатом яких є оформлення вантажної митної декларації, що є заявою встановленої форми, з зазначенням митної процедури, що підлягає застосуванню до товарів, та передбачених законодавством відомостей про товари, умови і способи їх переміщення через митний кордон України, а також щодо нарахування митних платежів, необхідних для застосування цієї процедури. Крім базового пакету, для митного оформлення вантажу можуть бути надані додаткові документи, які залежать від типу вантажу, дозволів і обмежень країни експорту та митного законодавства України (подання документів і відомостей, необхідних для митного контролю, регламентовано ст. 335 Митного кодексу України).

У процесі підготовки експорту товарів до ЄС слід враховувати вимоги й обмеження на ввезення, які встановленні до товарів.

До основних вимог можна віднести:

  1. Загальні вимоги до безпеки товарів, які надходять на ринок ЄС. Регламентуються Директивою 2001/95/ЄС (GPSD – General Product Safety Directive) та застосовуються у разі відсутності конкретних європейських правил із безпеки певних категорій продуктів. Ця Директива не поширюється на фармацевтичні препарати, медичні прилади або косметику, які підпадають під дію окремого законодавства.
  2. Контроль безпечності продукції, що надходить на ринок ЄС. Регулюється положеннями Регламенту (ЄС) № 765/20087, який визначає підхід до контролю імпортованої продукції згідно з вимогами безпечності товарів, а також супровід таких товарів відповідною необхідною документацією.
  3. Імпорт продуктів харчування та кормів для тварин. Регулюється вимогами Регламенту ЄС № 17/2002, що встановлює загальні принципи харчового законодавства, а саме: можливості відстеження продуктів харчування шляхом реєстрації постачальника в країні походження, загальні правила гігієни та гігієнічні вимоги до продуктів харчування та продуктів тваринного походження, спеціальні вимоги до генетично модифікованих продуктів, вимоги до маркування та реалізації продуктів харчування тощо.
  4. Продукти тваринного походження можуть бути імпортовані до ЄС за умови наявності відповідної атестації підприємства-виробника та супроводжуватись свідоцтвом про здоров’я, затвердженим ветеринарним лікарем компетентного органу країни-експортера.
  5. Продукти рослинного походження мають супроводжуватись фітосанітарним сертифікатом відповідно до вимог Директиви № 2000/29/ЄС і можуть бути імпортовані офіційно зареєстрованими в країні імпортера суб’єктами господарювання.
  6. Імпорт товарів хімічної промисловості та проведення реєстрації таких речовин здійснюються із дотриманням вимог Регламенту ЄС № 1907/200697.
  7. У разі ввезення озоноруйнуючих речовин на територію ЄС імпорт таких товарів регулюється Регламентом ЄС № 2037/2000 і має супроводжуватись ліцензією, яку видає Генеральний директорат із питань навколишнього середовища, відповідно до щорічно встановлених квот.

Защита прав интеллектуальной собственности в Украине. Особенности. Проблематика. “Подводные камни”

За последние годы одной из самых интересных и обговариваемых тем в таможенном пространстве и во внешнеэкономической деятельности является защита прав интеллектуальной собственности и проблематика, которая связана с соответствующим законодательным регулированием. На текущие нормы законодательства давно сетуют «белые импортеры» и компании, ведущие прозрачную деятельность, ведь ни для кого не секрет каким образом попадают в таможенный реестр товары широкого потребления в качестве промышленных образцов, защищаемых Законом. Чего стоят только громкие кейсы с респираторами, вешалками, креплениями и другими товарами, из-за которых были долгие судебные тяжбы у ведущих компаний-лидеров рынка. Разумеется, не только защита правообладателей промышленных образцов регулируется Законом, на том же законодательном регулировании и происходит защита зарегистрированных торговых марок и товаров, внесенных в таможенный реестр интеллектуальной собственности.

Попробуем разобраться в этой теме, чтобы защитить себя от сложностей, которые становятся следствием незнания и неготовности компаний к их преодолению. Не секрет, что те процессы и процедуры, которые подлежат выполнению для защищаемых государством товаров, ведут к несанкционированным простоям транспорта, конфискации грузов и к финансовым и репутационным потерям.

Но обо всем по порядку.

Для начала, давайте ознакомимся с ключевым законодательством по вопросам защиты прав интеллекутальной собственности. 14 апреля 1891 года в Мадриде было разработано специальное Соглашение, получившее название “Мадридское соглашение о международной регистрации знаков”. Основная цель данного соглашения – преодоление трудностей международной регистрации товарных знаков, после подписания которого создана cистема, позволяющая охранять знак в большом числе стран путем получения международной регистрации, которая действует в каждой из указанных договаривающихся сторон. Так же, Украине действует Закон, целью которого является охрана торговых марок, который вступил в силу 01.08.96  «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» Гражданский Кодекс Украины предусматривает, что Торговой маркой (далее -ТМ) может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодные для выделения товаров производимых одним лицом, от товаров, производимых другими лицами. Такими обозначениями могут быть: слова, буквы, цифры, изобразительные элементы, комбинации цветов (Ст.492).

После фактической регистрации объекта права интеллектуальной собственности в Украине, – это является первым шагом при организации защитных мер. Следующий этап –  товар и/или торговую марку необходимо включить в таможенный реестр, что происходит после регистрации объекта права интеллектуальной собственности в таможенном реестре согласно Ст.398 Таможенного кодекса Украины.

После данных процедур на легитимных основаниях происходит охрана объекта права интеллектуальной собственности согласно норм вышеупомянутого Кодекса и Закона Украины. Для того, чтобы зарегистрировать ТМ в государственный департамент интеллектуальной собственности необходимо предоставить пакет документов согласно Приказа Министерства Образования и науки № 576, который будет включать: заявление о публикации и внесении в реестр, лицензионный договор, документ об уплате сбора за публикацию сведений и доверенность согласно требований законодательства (определение патентного поверенного).

Для включения объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр правообладатель подает в Государственную Фискальную Службу (далее – ГФС) заявление по форме, к которому прилагается выписка из соответствующего реестра Государственной службы интеллектуальной собственности Украины о регистрации в Украине права интеллектуальной собственности.

Это и есть документ, удостоверяющий имущественные права интеллектуальной собственности. Так же, в дополнение подается описание объекта интеллектуальной собственности и товаров, его содержащие, которые могут позволить таможне его идентифицировать, определить код согласно УКТ ВЭД. При регистрации запатентованных изобретений необходимо дополнительно предоставить описание способов и методов их идентификации в конкретных товарах. Так же могут быть поданы образцы товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности и/или его фотографии. Срок рассмотрения заявлений не превышает 30 рабочих дней с даты подачи заявления, а регистрация соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенном реестре происходит путем внесения в таможенную базу данных объекта. После чего происходит информирование правообладателя о присвоении номера в таможенном реестре и срок, на которой зарегистрирован объекта интеллектуальной собственности. Содействие по защите прав Содействие защите прав интеллектуальной собственности происходит с того момента, когда проделаны вышеупомянутые шаги, которые позволят фискальным органам выполнять задачи по охране и защите зарегистрированных товаров, которыми является: принятие мер по предотвращению перемещения через таможенную границу Украины товаров с нарушениями охраняемых законом прав интеллектуальной собственности и недопущение перемещения через таможенную границу Украины контрафактных товаров. Эти процедуры выполняются таможней путем приостановления таможенного оформления товаров на основании данных таможенного реестра и по инициативе таможни. Такое приостановление не касается перемещения личных вещей граждан, товаров, содержащих объекты прав интеллектуальной собственности для собственного использования гражданами суммарная стоимость которых составляет 1000 евро, а вес не превышает 50 килограмм. Так же, такие процедуры исключаются при перемещении припасов.

В свою очередь, законодательством установлено обязательное указание данных в таможенной декларации, которые касаются внесения информации о сведениях о товаре, торговой марке и производителе товаров при наличии данных в товаросопроводительных документах (ТКУ, Ст. 257). Согласно Приказа Министерства Финансов Украины № 651, существуют правила заполнения графы 31, которые содержат описательную информацию о товаре: наименование товара согласно счета или другого документа, артикул, марка, модель, сорт, тип, производитель и наименование торговой марки. Таможенное оформление осуществляется органами доходов и сборов на основании декларации, в которой декларантом зависимости от таможенных формальностей и таможенных режимов, и заявленной цели перемещения вносятся вышеуказанные данные. Как раз, игнорированием этого правила и действующих норм пользуются «серые импортеры» и сознательные нарушители для того, чтобы ввозить контрафактные товары в тайне от держателя патента или собственника торговой марки путем указания в необходимой графе данных: «торговая марка не известна, производитель – нет данных». При отсутствии данных в товаросопроводительных документах у таможни нет оснований уточнять информацию, которая не подана в декларации, а если система анализа и управления риска не выдаст соответствующий критерий – обойти его возможно формальными процедурами. Это одна их многих теневых схем, по которым в Украину попадает брендовая одежда, бытовая техника и аксессуары и прочие товары, правообладатели которых внесены в реестр, но даже не предполагают какой поток грузов ввозится в страну и реализуется на рынке недобросовестными импортерами, пока белый бизнес вносит свои данные в таможенный реестр, в надежде на борьбу с контрафактными товарами.

Если все же, потенциальный импортер, который ввозит товары на территорию Украины указывает данные при декларировании, как это установлено нормативными актами, технически, процедура приостановления таможенного оформления на основании данных таможенного реестра происходит сроком на 10 дней и в случае если товар содержит признаки нарушения права интеллектуальной собственности. В этот же день ГФС сообщает правообладателю о факте предъявления этих товаров к таможенному оформлению, а декларанта – о причинах приостановления их таможенного оформления. При этом, таможня уведомляет такого импортера и о наименовании и об адресе правообладателя.

В случае, когда в течении 10 рабочих дней после получения уведомления о приостановлении таможенного оформления правообладатель не обратился в суд или не ходатайствовал о продлении сроков приостановления таможенного оформления, товар подлежит оформлению в установленном порядке.  Если же правообладатель проинформирует таможню в течении 10 дней, о запрете совершения определенных действий по делу о нарушении прав на его интеллектуальную собственность, таможня продолжает приостановление оформления на установленный срок, а при отсутствии веских причин считать такие товары контрафактными, правообладатель в течение 10 дней может обратиться в таможню с письменным заявлением о предоставлении согласия на возобновление таможенного оформления таких товаров. Весь период приостановления и правообладатель и декларант импортера могут брать пробы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении оформления и передавать их на экспертизу.  В случае если, нарушение прав интеллектуальной собственности на товары, по которым было приостановлено оформление будет подтверждено заключением экспертизы, то таможня может возбудить дело о нарушении таможенных правил и применить административную ответственность, а товары, которые будут являться непосредственными предметами правонарушения, подлежат изъятию (ТКУ, Ст.399)

Кроме процедуры приостановления оформления на основании данных, внесенных в таможенный реестр, существует процесс приостановления товаров по инициативе таможенного органа. Это как раз те самые процедуры, на которые рассчитывает честный бизнес при защите своих прав на объекты интеллектуальной собственности в случаях с использованием «обходных путей» ввоза со стороны недобросовестных конкурентов. Принимая во внимание положение таможенного законодательства, в частности ТКУ Ст. 400, процедура подразумевает, что таможня принимает меры по приостановлению по собственной инициативе оформления контрафактных товаров, которые содержат объекты интеллектуальной собственности, исключительно при условии наличия сведений о правообладателе. Если правообладатель в течение 3 рабочих дней подаст заявление о содействии защите принадлежащих ему имущественных прав на интеллектуальную собственность, то оформление товаров приостанавливается, а декларант безотлагательно информируется о причинах приостановления. Далее начинается процедура доказательства правообладателя своих имущественных прав на объект интеллектуальной собственности.

Как я уже упоминала выше, к защите прав на интеллектуальную собственность относится не только регистрация торговых марок, но и так называемые патентные образцы, которые должны фактически быть изобретениями или полезными моделями, чтобы стать под защиту Закона. Увы, на сегодняшний день не существует адекватной процедуры проверки уникальности промышленного образца, что дает основание «патентным троллям» регистрировать товары подобно:

 

Корисна модель „Упаковка для насіння соняшнику” Зареестровано державною службою інтелектуальної власності України, 25.02.2016, номер згідно реєстру: 105042, назва реєстру: патент України на корисну модель Власник: Хижняк Віталій Борисович вул. 30 років Перемоги, 60, кв. 117, м. Черкаси, 18029

Хижняк Віталій Борисович

 

Регистрация данного патента представляет собой обычные мешки и биг-беги, в которых осуществляется транспортировка подсолнечника. Такой же уникальный патент есть на мешки для перевозки семечки тыквы и биг-беги для грецкого ореха. Какого же удивление экспортера, для которого потеря каждой минуты в динамичный аграрный сезон заканчивается днями простоя, хранения или в худшем варианте конфискации груза по причине задержки груза таможней для получения разрешения от патентодержателя. Самое интересное происходит после контакта с патентодержателем, который требует серьезную сумму на карту Приват Банка для того чтобы дать формальное письмо таможенному органу с разрешением отпустить груз, тем самым выполнить прдусмотренную законодательством процедуру. При этом, упираться и обжаловать действия патентодержателя – долгая и мучительная процессия, чем и пользуется собственник патента. Что выбирает субъект ВЭД очевидно: чтобы не терять драгоценные 10 – 20 дней, которые по инициативе держателя образца закончатся признанием тары для семечки контрафактным товаром, аграрные компании соглашаются на денежный перевод чтобы отпустить груз, выполняя контрактные обязательства перед покупателем.

Для того чтобы обезопасить себя от непредвиденных сюрпризов, мы, как таможенные брокеры, всегда осуществляем проверку товара в реестре интеллектуальной собственности заранее даже если вчера оформляли точно такой же товар – каждый день у нас новый день и внесение объекта интеллектуальной собственности в реестр может быть уже сегодня, о чем завтра узнать при таможенном оформлении и задержать груз на оформлении будет непрофессионально. Обычно, при наличии информации о торговой марке на товары, осуществляется проверка их наличия в таможенном реестре. Такой реестр является публичным и общедоступным и он регулярно обновляется. В случаях обнаружения торговой марки или патентного образца в поставке, который находится в реестре, очень важно осуществить уведомление о необходимости согласования импорта с патентодержателем. При этом, чем раньше это произойдет для импортера и патентодержателя- тем лучше.

Отличный механизм процесса экспресс-таможенного оформления с объектами интеллектуальной собственности мы изложили в инфографике, которую готовили для Американской торговой палаты. Ниже можно ознакомится с практическими процессами, которые можно гибко применять.

Желаю Вам воспользоваться нашими рекомендациями и выстроить процессы взаимодействия между субъектами ВЭД в операциях по поставке товаров максимально эффективно. Пусть защита прав интеллектуальной собственности в Украине не станет для Вас проблемой и неожиданной процедурой.

 

Автор: Вита МИРОШНИЧЕНКО

Эксперт ВЭД, Генеральный директор Сapital Group

Спикер в ТПП Украины и МВА по направлению «Международный бизнес»

Реалии единого окна. 30 дней после старта.

С 1 февраля т.г. была официально запущена система «единое окно» на украинской таможне. Практически все опасения и риски, которые бизнес связывал с работоспособностью данной системы, были вовремя предотвращены постановлением КМУ №44, вступившее в силу в день старта обязательного применения системы, тем самым это позволило сгладить “острые углы”, которые потенциально могли доставить бизнесу множество неприятных моментов, связанных с материальными потерями для импортеров, экспортеров, а также с репутационными потерями для их заказчиков.

Были приняты следующие меры:

  • Сформирован дифференцированный подход с учетом особенностей транспортных операций;
  • Зафиксировано ограничение времени для досмотра товаров при экспорте (не позднее 12 рабочих часов от времени, предложенного предприятием);
  • Осуществлено продление на 1 год добровольного применения системы для транзита, экспорта морским, железнодорожным и авиационным транспортом, а также для ввоза товаров в почтовых и международных экспресс-отправлениях, что без преувеличения позволило многим экспресс-перевозчикам вздохнуть с облегчением;
  • Предусмотрен переходный период сроком на 90 дней для добровольного применения системы в каждом новом месте таможенного оформления, где внедряется система;
  • Внедрен риск-ориентированный подход для проведения фитосанитарного контроля, при котором контроль маркировки при экспорте должен осуществляться только в случаях таможенного досмотра, а при импорте для 10%, 25%, 50% или 100% подконтрольных грузов.

Безусловно, благодаря светлым умам, которые регулярно модернизируют работу системы, некоторым образом технические баги перестали препятствовать полноценной работе “окна”, чего нельзя сказать о совершенстве законодательства (bugs – Баг — запись (или «дефект») в системе отслеживания ошибок).

Среди тех нюансов, с которыми нам приходилось столкнуться в первый месяц работы системы, отдельно хочется отметить следующие:

  1. При прохождении контролей в Одесском порту (например, прохождение радиологического контроля) по системе единого окна, отчеты о прохождении не приходят. Таким образом, по умолчанию принимаем, что контроль пройден. Но в случае с оформлением через аэропорт Борисполь, отсутствие такого отчета не означает его автоматическое прохождение.
  2. Если экспедитор обеспечил прохождение видов контроля в твердом виде, путем проставления печатей на товаросопроводительном документе, этот факт не освобождает декларанта от повторного прохождения контроля в “Едином Окне”, тем самым дублируя “твердый” контроль с границы.
  3. Также существует проблема с ситуациями, когда у декларанта возникает необходимость дробления партии товара с оформлением «с колес» одной части партии и выгрузкой на СВХ второй части по одному транспортному документу. В таком случае, несмотря на прохождение контроля “через окно” по одному грузу, который оформлен с колес, тот же транспортный документ будет использоваться для прохождения контроля и для второй части груза, когда появится необходимость выпустить груз со склада. Снова же, через “окно”.
  4. Грузы, которые раньше оформлялись без необходимости предъявления таможенному или контролирующему органу для проведения досмотра, теперь в 100% случаев отправляются на досмотр. Данное обстоятельство увеличивает расходы субъекта ВЭД и время на прохождение всех таможенных формальностей, так как несмотря на положения вышеупомянутого Постановления № 44, срабатывание АСАУР на досмотр по фитосанитарному контролю происходит в 100% (!) случаев.
  5. Теперь, когда система “Единого Окна” стала обязательной, существенно увеличилось время для прохождение всех контролей, по сравнению с тем периодом, когда эти контроли проводились в “твердом виде”. Для сравнения: “спринт по кабинетам” контролирующих органов занимал у декларанта максимум 1 час, а на для прохождения контролей в автоматизированной системе понадобится от 4 до 6 часов.
  6. Загруженность системы, небольшое количество персонала контролирующих органов и распределение их рабочих участков на несколько таможенных секторов, а кроме этого постоянные многочасовые очереди на досмотр – приводят к неизбежным задержкам транспортных средств, вплоть до следующего дня. Это особо не воодушевляет участников процесса и получателей грузов… Не рады этому факту и сами сотрудники контролирующих органов, которые работают на износ, местами практически полностью забыв о качестве контроля, ориентируясь только на то, чтобы “справиться с потоком”….
  7. Также открытым и весьма болезненным остается вопрос с оформлением ГТД типа ИМ-40-ЕА, так как на сегодняшний день эта возможность зависит от субъективного фактора определенных должностных лиц. На сегодняшний день вопрос о том, поедет транспортное средство прямиком на склад получателя или же на таможенный терминал “для контроля маркировки на паллетах” согласно Международных стандартов на фитосанитарные меры, делая при этом крюк иногда в сотни километров, зависит чиновника, осуществляющего государственные виды контроля (Секретариат Международной конвенции по защите растений Организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства Рим, 2002 г.)
  8. Анализ ситуации со сроками таможенного оформления показывает, что электронное декларирование с прохождением процедур через “окно” стало занимать в разы больше времени, чем работа с прохождением контроля в “твердом виде” при оформлении ГТД распечатанной на матричном принтере. На сегодняшний день, с целью экономии времени многие так и поступают: достают запылившиеся “допотопные” устройства с полок и работают на результат. Так и до деградации концепции электронного декларирования недалеко… Кроме того, учитывая неадекватность перечня документов, которые необходимо предоставить для прохождения некоторых видов контроля, многие прибегают к “печатным машинкам” в ситуациях когда невозможно пройти контроль через “ЕО” в силу невозможности раздобыть эти “чудо-документы”.
  9. В продолжение предыдущего пункта: Такой вид контроля, как “экологический” требует предоставления достаточно обширного списка документов, если перемещаемый груз имеет соответствующий класс опасности. Нивелируя требования законодательства, благодаря человеческому фактору обойти эти требования позволяют утроенные поборы, за прохождение контроля на некоторых периферийных таможнях. Глядя на “целлофановые пейзажи”, которые открываются в это время года вместе с землей из-под снега, возникают вопросы относительно целей функционирования такой службы как “экологическая” в принципе…

Под этот сравнительно небольшой перечень наших наблюдений можно подвести один общий вывод: Запуск “Единого Окна” ни в какое сравнение не идет с вполне успешным в свое время запуском “Электронного декларирования”, когда и нормативная база, и разработанные процедуры были готовы и отработаны задолго до начала массового запуска “ЭГТД”.

Позитивным решением по выходу из сложившейся ситуации и запуску адекватной работы “окна” однозначно станет вступление в силу Закона о внедрении механизма “единого окна” и оптимизации осуществления контрольных процедур при перемещении товаров через таможенную границу Украины №7010 от 28.07.2017, который поддержал Верховный совет 05.04.2017.

Данный нормативный акт разработан в полном соответствии с Рекомендациями Центра по упрощению процедур торговли и электронных деловых операций СЕФАКТ ООН, Соглашением об ассоциации (статья 76 о применении руководящих принципов ЕС, таких как Таможенные прототипы ЕС (Customs blueprints) и Рамочными стандартам Всемирной таможенной организации. Мы верим, что этот без преувеличения титанический труд, который включает в себя нормы по внесению изменений в Таможенный кодекс и порядка 36 Законов Украины, касающихся взаимодействия между таможней и контролирующими органами, сможет оптимизировать многие процессы, не говоря уже о решении вышеизложенных сложностей.

Некоторые изменения, о которых идет речь в   Законе:

  1. Все необходимые разрешительные документы изначально будут создаваться как электронный документ и размещаться на едином государственном информационном веб-портале “Единое окно для международной торговли”, который будет создан в составе информационно-телекоммуникационной системы таможни. Благодаря этому импортеры, экспортеры, таможенные брокеры перестанут сканировать бумажные документы и отправлять их в “Единое окно”.
  2. Кроме этого, отменяются необоснованные препятствия для экспорта украинских товаров путем внесения изменений в Таможенный кодекс Украины, законы “О ветеринарной медицине”, “О карантине растений”, “Об основных принципах и требования к безопасности и качеству пищевых продуктов”. Это позволит осуществлять контрольные процедуры в отношении товаров, вывозимых за территорию Украины только при условии наличия соответствующих требований страны импорта или транзита, а не в обязательном порядке, как сейчас.
  3. Предусматривается приведение в соответствие процедур контроля товаров, ввозимых в Украину (в том числе с целью транзита), и законодательных оснований для их осуществления в соответствии с Соглашением ВТО «О применении санитарных и фитосанитарных мер”, а также гармонизация терминологии видов контроля, введение нового вида государственного контроля за соблюдение законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктов животного происхождения, здоровья и благополучия животных ЗУ от 18 мая 2017 № 2042-VIII.
  4. В результате гармонизации законодательства, товары, ввозимые на территорию Украины будут подлежать: таможенному контролю, который осуществляется таможенными органами и пограничному контролю, который будет включать радиологический контроль; санитарным мерам (к которым относятся ветеринарно-санитарный контроль и контроль пищевых продуктов); фитосанитарным мерам (фитосанитарный контроль).

Я искренне верю, что принятый Закон станет прорывом, результаты которого мы увидим уже в ближайшее время, ведь соответствующий профильный Комитет ВР давно его одобрил, а общественные организации и бизнес-ассоциации дали свою позитивную оценку и заключение.

Автор: Вита МИРОШНИЧЕНКО

Эксперт ВЭД, Генеральный директор Сapital Group

Спикер в ТПП Украины и МВА по направлению «Международный бизнес»

Обязательность декларации соответствия для электрических товаров

Многие наши Клиенты часто обращаются к нам с вопросами, ответы на которые будут полезны большинству субъектов ВЭД, которые ведут бизнес на территории Украины. Один из таких консультационных кейсов связан с необходимостью получения при импорте Декларации соответствия техническим регламентам и возможностью нормативно-правовой аргументации при спорах с таможенными органами в случае незаконного требования предъявления такого документа. Конкретизируя суть вопроса, скажем что речь шла о получении Декларации соответствия “Техническому регламенту ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании”, утвержденному Постановлением КМУ № 139 от 10.03.2017, а именно о необходимости наличия такого документа для целей таможенного оформления или уже исключительно для непосредственной реализации товара.

Как известно, еще в 2015 году вступили в силу изменения в части четвертой статьи 14 Закона Украины “О защите прав потребителей”. В соответствии с этими изменениями из Закона была исключена норма, которая предусматривает контроль со стороны таможенных органов наличия на момент таможенного оформления документов, удостоверяющих факт прохождения этими товарами процедуры оценки соответствия (Декларации Соответствия).

В то же время, действующими остаются положения статей 29 и 291 Закона Украины “О радиочастотном ресурсе Украины”, которые предусматривают осуществление таможенного оформления отдельных типов радиоэлектронных средств и/или излучающих устройств при наличии у субъекта хозяйствования, осуществляющего их ввоз из-за границы, документа подтверждающего соответствие “Техническому регламенту радиооборудования и телекоммуникационного (концевого) оборудования”, утвержденному Постановлением КМУ № 679 от 24.07.2009.

Исходя из этого, на этапе таможенного оформления товаров, перемещающихся субъектами ВЭД в таможенном режиме “импорт” законные основания для требования предъявления Декларации соответствия техническим регламентам у должностных лиц таможни есть только в случае импорта товаров, которые подпадают под действие Технического регламента № 679.

Если же рассматривать применение Технических регламентов при реализации товара, то непосредственно пункты 12-14, 24-25, 38-40 Технического регламента №139 говорят о том, что для реализации на территории Украины необходимо составление Декларации Соответствия техническому регламенту только для определенных товаров, а именно:

  • крупной бытовой техники
  • мелкой бытовой техники
  • оборудования информационных технологий и телекоммуникационного оборудования
  • бытовой электронной аппаратуры
  • осветительного оборудования
  • электрических и электронных инструментов
  • игрушек, оборудования для отдыха и спорта
  • медицинских изделий (в том числе медицинские изделия для диагностики in vitro)
  • приборов мониторинга и контроля (в том числе промышленные приборы мониторинга и контроля)
  • автоматических устройств выдачи и дозирования продукции
  • другого электрического и электронного оборудования, которое не относится к вышеуказанным категориям

В контексте сказанного выше стоит отметить, что есть распространеная практика использования деклараций соответствия выданных в ЕС для подтверждения выполнения установленных стандартов, которые распространяются для товаров, подлежащих оценке соответствия по техническому регламенту. Для этих целей следует руководствоваться приказом Министерства экономического развития и торговли Украины от 25.07.2017 № 1085, которым утвержден Перечень национальных стандартов, идентичных гармонизированным европейским стандартам, соответствие которым предоставляет презумпцию соответствия материалов, компонентов и электрического и электронного оборудования требованиям Технического регламента ограничения использования некоторых опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 10.03.2017 № 139.

Согласно перечню, национальный стандарт Украины ДСТУ EN 50581:2014 «Техническая документация для оценки электрических и электронных изделий по ограничению применения опасных веществ» идентичен гармонизированному европейскому стандарту EN 50581:2012.

Таким образом, если в европейской ДС будет указано, что товар произведен в соответствии с гармонизированным европейским стандартом EN 50581:2012, то её заверенного перевода будет достаточно для продажи товара на территории Украины.

 

Авторы: Вита МИРОШНИЧЕНКО

Эксперт ВЭД, Генеральный директор Сapital Group

Спикер в ТПП Украины и МВА по направлению «Международный бизнес»

Андрей Бадерый

Специалист по нетарифному регулированию Сapital Group

Импорт-контроль при внешнеэкономических операциях

Всё хорошо, когда бывает кстати.

Уильям Шекспир” Венецианский купец

Данная статья посвящена тому, как избежать ошибки, игнорируя важность анализа поставки на необходимость подготовки и получения разрешительных документов, которые потребуются для прохождения различных видов государственного контроля и выполнения нетарифных мер регулирования ВЭД при ввозе товаров на таможенную территорию Украины.

Каждый раз выступая с докладами на мероприятиях по теме ВЭД, я акцентирую внимание своих слушателей на необходимости своевременного выполнения контрольных процедур, правильном информировании всех субъектов цепи поставки и осознании специфики получения разрешительных документов, которые потребуются для быстрого и успешного таможенного оформления.

Имея многогранный опыт работы практически со всей существующей номенклатурой товаров и таможенными режимами, мы в своей практике сталкивались со всеми существующими видами разрешительных документов, что привело нас к внедрению в Компании так называемого этапа “Импорт-контроль”. Как показала многолетняя практика, данный этап – основной инструмент, который закладывает фундамент будущего успешного таможенного оформления и всех связанных процессов.

В чем же заключается данный этап?  

Еще до формирования заказа на товар, в преддверии расчета экономической эффективности импорта, и даже до факта составления и подписания контракта, необходимо располагать полной и достоверной информацией по характеристикам, составу и назначению товара, планируемого к ввозу. Сама процедура “Импорт-контроля” заключается в создании и заполнении специально разработанной формы запроса, в которую мы вносим данные по коду УКТВЭД, ставкам пошлины, НДС и акциза, а также регламентированные разрешительные документы с учетом таможенного режима.

Данная процедура позволяет полноценно и своевременно информировать своих Клиентов и Партнеров для последующего формирования розничной цены на товар, а также снабжать их комплексной информацией о сроках, перечне документов и стоимости получения необходимых разрешений

Таким образом, обработанная форма “Импорт-контроля” позволяет просчитать импортные налоги, понимать затраты, которые Компания-импортер несет на сертификацию, располагать сроками для получения разрешений, лицензий, регистраций и заключений, позволяет принимать правильные решения для будущей ВЭ-операции. Например, корректно сформировать в тексте контракта перечень документов, которые потребуются от продавца не только для выполнения таможенных формальностей, но и для бесперебойного прохождения всех процедур регистрации продукта в Украине.

Основной результат, который мы получаем с процедурой “импорт-контроля” = удовлетворенный и проинформированный Клиент, который располагает информацией о сроках на получение разрешений для импорта или реализации товара + вовремя полученные документы и к приходу транспортного средства на таможню для последующего декларирования  = быстрое и бесперебойное таможенному оформлению

В качестве успешных примеров реализации этапа можно назвать решение таких популярных для многих субъектов ВЭД в Украине вопросов как:

  • Получение Заключений государственной службы Украины по контролю за наркотиками еще до прихода груза.
  • Наличие Заключения государственной санитарно-эпидемиологической службы на перечень товаров, которые стало возможным ввозить без заезда в зону таможенного контроля, проставляя штампы о позитивном прохождении данного вида контроля на границе на основании заключения.
  • Вовремя полученное Заключение СБУ на товары из контрольного списка согласно ПКМУ №86

Все это, а также многие другие, заранее полученные документы для импорта, позволяют сэкономить немалые Клиенту средства на погрузочно-разгрузочных работах и хранении товара на таможенном складе, в ожидании получения этих документов.

В нашей практике были и кейсы, когда Компания-импортер, узнав о сроках и стоимости процедур для регистрации товара, просто отказывалась от его импорта по причине его дальнейшей неконкурентной цены на рынке. Бывали случаи, когда факт отгруженного товара и необходимость его дальнейшего срочного оформления вызывали простои на таможенном терминале или вынуждали надолго размещать грузы на таможенный склад таможни, что также добавляет затраты к себестоимости продукта, нарушает сроки Заказчика, и что в конечном итоге сказывается и на всех нас, как на потребителях данных товаров или товаров производимых с помощью импортируемых.

Одним из самых показательных случаев могу назвать ситуацию, когда произошла несанкционированная отправка груза в адрес нашего Клиента, без проведения этапа “импорт-контроля”, что, задержало груз в аэропорту Борисполь на 7 месяцев по причине невозможности выпуска товара без разрешительных документов, получение которых занимало от трех до шести месяцев.

При осуществлении контрольных процедур по проверке, не стоит забывать о внесенных изменениях в Закон Украины еще 15.01.2015 № 124-VIII ЗУ “О защите прав потребителей”, где исключена норма об осуществлении таможенного оформления импорта товаров на основании документов по оценке соответствия (письмо ДФС № 2339 / 99-99-24-03-01-18 от 29.09 .2015). Однако, исключение данной нормы, дает “зеленый свет” для процедур декларирования груза, ведь с таможни сняты полномочия контроля наличия документов по оценке соответствия и наличие знака соответствия (кроме случаев, указанных в ЗУ от 02.12.2010 № 2735-VI, ст. 37 – 40). При этом, наличие документов, подтверждающих факт оценки соответствия, крайне необходим для последующей реализации товара, к чему нужно быть готовым заранее.

Один из запоминающихся случаев из практики наших коллег наочно продемонстрировал неготовность Клиентов нести затраты в размере 30 тысяч гривен на сертификацию партии товара, стоимость которой не превышает 10 тысяч гривен.

Мы желаем Вам слаженных и своевременных процессов, которые позволят оптимизировать время и затраты для успеха и процветания Вашего бизнеса!


Мирошниченко Вита

Генеральный Директор Группы Компаний «Капитал» (CPTL Group)

Документальное сопровождение таможненых формальностей при экспорте в ЕС

У 2008 році Україна стала членом Світової організації торгівлі, що надало їй можливість приймати участь у багатосторонній торговельній системі і відкрило шлях до покращення співпраці в економічній сфері з окремим державами.

Незважаючи на те, що по теперішній час зберігається залежність українських експортерів від традиційних ринків колишніх радянських країн,  з’являються більше нових ринків, головним серед яких є ринок ЄС.

Набрання чинності у 2016-му році економічної частини Угоди про асоціацію України з ЄС відкрило нові горизонти для розвитку експорту та дало змогу активно нарощувати поставки товарів в ЄС завдяки торговим преференціям, що були надані Україні. Загальну ефективність Угоди для українських експортерів можемо бачити на статистичних даних, які свідчать, що у 2013-му році частка експорту до ЄС у загальному експорті України доходила лише до 25%, а за підсумками кінця 2016-го – сягнула майже 40%. При цьому, завдяки високій врожайності та полегшеному доступу до ринку ЄС, експорт переважно був представлений продукцією сільського господарства, в саме зерном та насінням олійних культур (близько 38 % загального обсягу українського експорту у 2015 році).

Досягнення значних успіхів у реформуванні правового поля для поліпшення інвестиційних умов, запроваджені реформи, спрямовані на полегшення бізнес-клімату та подальше залучення інвесторів задає тенденцію розвитку та зростання зовнішньоекономічної діяльності (ЗЕД) в Україні.

Одним із основних факторів успішного ведення ЗЕД є налагоджений процес здійснення митних формальностей. Результат цього процесу залежить від правильної побудови алгоритму митного оформлення товарів та покрокової підготовки необхідних документів для супроводу зовнішньоекономічної операції.

Розглянемо базові аспекти документального супроводження зовнішньоекономічної операції при здійснення експорту.

Зовнішньоекономічний договір (контракт), що є матеріально оформленою угодою двох або більше сторін, яка спрямована на регулювання прав та обов’язків сторін у зовнішньоекономічній діяльності. При підготовці проекту контракту заздалегідь рекомендуємо ознайомитись з Наказом Мінекономіки №201 від 06.09.2001 року та включити до контракту всі перераховані розділи в прямій або контекстної формі.

Ст. 9 Конвенції ООН 1980 року про договори міжнародної купівлі-продажу підкреслює, що сторони договору пов’язані будь-яким звичаєм, щодо якого вони домовилися, і практикою, яку вони встановили у своїх взаємних відносинах. За відсутності інших домовленостей вважається,  що сторони мали на увазі застосування до їх договору чи до його укладення звичаю, про який вони знали чи мали знати і який в міжнародній торгівлі широко відомий і постійно додержується сторонами в договорах такого роду й відповідній галузі торгівлі.

Рахунок-фактура (Інвойс) – це фінансовий документ, за яким здійснюються розрахунки за товар поставлений у визначеній його змістом кількості та за вказаною ціною. Інвойс є фактичним засвідчення угоди між експортером та імпортером і є обов’язковим для пред’явлення до митного оформлення. Рахунок-фактура має обов’язково містити: дані про експортера та імпортера, дату складання та номер, опис товарів та одиниці виміру, кількість товару, вартість за одиницю та загальну вартість товару, загальну суму за рахунком і валюту платежу (еквівалентна сума може бути вказана у валюті, вільно конвертованій в Євро або інший платіжний засіб держави, що імпортує), умови оплати та умови доставки відповідно до Інкотермс, а також спосіб транспортування.

Транспортна документація. Характер та перелік транспортних документів залежить від виду транспорту, яким буде виконуватися доставка вантажу, та особливих умов такого перевезення, таких як «Митна конвенція про міжнародне перевезення вантажів із застосуванням книжки МДП (Конвенція МДП)» та  «Конвенція про тимчасове ввезення (Стамбульська Конвенція)».

В залежності від виду транспорту, виділяють такі товаро-транспортні документи (накладні), як Коносамент (для морських перевезень), Коносамент FIATA (для інтермодальних або комбінованих перевезень), CMR (для автомобільних міжнародних перевезень), накладна Air Way Bill (для повітряного транспорту), накладна СІМ (для залізничних перевезень).

Для перевезень в рамках міжнародних митних конвенцій застосовують додатково до транспортної накладної спеціальні документи, що називають «Карнетами».

Карнет АТА, застосовується при перевезенні в рамках «Конвенції про тимчасове ввезення» та видається торгівельною палатою країни-експортера у якості міжнародного дозволу на тимчасове ввезення/вивезення товарів без обкладання митом і податками.

Карнет TIR (або ще інакше – Книжка МДП) – це документ встановленого зразка, що видається  для автомобільного транспорту та виступає міжнародною гарантією сплати митних платежів при перевезенні вантажів із застосуванням процедури, встановленої Митною конвенцією про міжнародне перевезення вантажів із застосуванням книжки МДП.

Пакувальний лист. Документ, що містить інформацію для про вагові та масо-габаритні характеристики вантажу, кількість вантажних місць, перелік товарів, вид пакування, номер рахунку-фактури, до якого додається. Існує поширена практика зазначати відомості, що зазначаються у пакувальному листі, в Рахунок-фактуру, якщо це допускається формою Рахунку Продавця.

Сертифікат про походження. Це документ, що видається торгово-промисловою палатою країни-експортера та підтверджує країну походження товару. Як правило, сертифікат про походження потрібен митному органу країни-імпортера для здійснення тарифного та нетарифного регулювання під час митних формальностей. Також сертифікати походження товарів можуть також бути пред’явлені банківським установам, наприклад, коли сторони при здійсненні розрахунків за зовнішньоторговельними операціями вказали в акредитиві наявність таких документів. Крім цього, сертифікати походження необхідні у випадках, якщо це передбачено відповідними зовнішньоторговельними контрактами, національними правилами країни-імпортера, а також міжнародними угодами, учасниками яких є сторона експорту та сторона імпорту товару.

Зазначений вище базовий пакету документів є на сьогоднішній день необхідною умовою для здійснення митних формальностей в режимі експорт, кінцевим результатом яких є оформлення вантажної митної декларації, що є заявою встановленої форми, з зазначенням митної процедури, що підлягає застосуванню до товарів, та передбачених законодавством відомостей про товари, умови і способи їх переміщення через митний кордон України, а також щодо нарахування митних платежів, необхідних для застосування цієї процедури.

Крім базового пакету, для митного оформлення вантажу можуть бути надані додаткові документи, які залежать від типу вантажу, дозволів та обмежень країни експорту, та митного законодавства України (подання документів та відомостей, необхідних для митного контролю регламентовано Ст. 335 Митного кодексу України)

В процесі підготовки експорту товарів до ЄС слід враховувати вимоги та обмеження на ввезення, які встановленні до товарів.

До основних вимог можна віднести:

 

  • Загальні вимоги до безпеки товарів, які надходять на ринок ЄС.

 

Регламентуються Директивою 2001/95/ЄС (GPSD –General Product Safety Directive) та застосовуються у разі відсутності конкретних європейських правил з безпеки певних категорій продуктів. Наприклад, дана Директива не поширюється на фармацевтичні препарати, медичні прилади або косметику, які підпадають під дію окремого законодавства.

 

  • Контроль безпечності продукції, що надходить на ринок ЄС.

 

Регулюється положеннями Регламенту (ЄС) № 765/20087, який визначає підхід до контролю імпортованої продукції у відповідності до вимог безпечності товарів, а також супровід таких товарів відповідною необхідною документацією.

 

  • Імпорт продуктів харчування та кормів для тварин.

 

Регулюється вимогами Регламенту ЄС №17/2002, який встановлює загальні принципи харчового законодавства, а саме: можливості відстеження продуктів харчування шляхом реєстрації постачальника в країні походження, загальні правила гігієни та гігієнічні вимоги до продуктів харчування та продуктів тваринного походження, спеціальні вимоги до генно-модифікованих продуктів, вимоги до маркування та реалізації продуктів харчування, тощо.

  1. Продукти тваринного походження можуть бути імпортовані в ЄС за умови наявності відповідної атестації підприємства-виробника та супроводжуватись свідоцтвом про здоров’я, затвердженим ветеринарним лікарем компетентного органу країни-експортера.  
  2. Продукти рослинного походження мають супроводжуватись фіто-санітарним сертифікатом відповідно до вимог Директиви №2000/29/ЄС та можуть бути імпортовані офіційно зареєстрованими в країні імпортера суб’єктами господарювання.
  3. Імпорт товарів хімічної промисловості та проведення реєстрації таких речовин здійснюється на дотримані вимог Регламенту ЄС №1907/200697.
  4. У випадку ввезення озоноруйнуючих речовин на територію ЄС, імпорт таких товарів регулюється Регламентом ЄС №2037/2000 та має супроводжуватись ліцензією, яку видає Генеральний директорат з питань навколишнього середовища, відповідно до щорічно встановлених квот.

Більш детально щодо вимог та обмежень ЄС на продукцію походженням з України можна ознайомитись у розділі My export офіційного порталу Export Helpdesk

Открыт файл "Фотозаметка"

Зростання експортного потенціалу відкриє Україні можливості для модернізації її торговельних відносин та економічного розвитку. Інструментами для цього є відкриття ринків шляхом поступового скасування митних тарифів, надання безмитного доступу в рамках тарифних квот, а також впровадження масштабної гармонізації українських законів, норм та стандартів з тими, що діють у ЄС у різних прямо або опосередковано пов’язаних із торгівлею секторах. Це створить умови для гармонізації стандартів України та ЄС у ключових галузях.

Щоб дізнатися  як експортувати на різні ринки, використовуючи зони вільної торгівлі та преференції в торгівлі на свою користь, на прикладі: «обираємо ринок та веземо товар на експорт» я буду рада Вас бачити на семінарах з Миколою Ларіним в різних містах України вже з 23 травня.  Детально з планом семінарів можна ознайомитись на сайті satu.com.ua в розділі «Заходи»

Мірошниченко Віта

Генеральний Директор Группи компаній «Капітал» (CPTL Group)