Оптимизация прохождения таможенных процедур

Как повысить эффективность транспортной логистики компаний, чья деятельность связана с международными грузоперевозками? Этот вопрос особенно актуален с учетом того, что сегодня в Украине сложилась не самая благоприятная экономическая ситуация. Один из путей, ведущих к реальной экономии – оптимизация прохождения таможенных процедур.

Об алгоритмах оптимизации, которые успешно применяет в работе с клиентами Группа Компаний «Капитал» (CPTL), рассказывает  генеральный директор Вита МИРОШНИЧЕНКО

Оптимизация процедур импорта

Для оптимизации импортных процедур мы руководствуемся, прежде всего, положениями приказа Минфина Украины №631 от 30 мая 2012 г. «Об утверждении Порядка выполнения таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации на бланке единого административного документа», а именно следующими его пунктами:

«5.5. …, в  случае отсутствия необходимости предоставления дополнительных документов и/или сведений, приостановления таможенного оформления, передачи ТД в специализированное подразделение, проведения таможенного досмотра товаров, взятия их проб (образцов), в т.ч. по результатам срабатывания АСАУР, должностным лицом ПТО таможенного органа в срок, определенный ч. 5 ст. 259 ТКУ, осуществляется выпуск в соответствии с заявленным таможенным режимом без предъявления таможенному органу товаров, задекларированных по этой предварительной ТД, путем выполнения таможенных формальностей, определенных п. 4.9 раздела IV настоящего Порядка. При этом декларанту с помощью АСТО в автоматизированном режиме на соответствующий электронный адрес высылается электронное сообщение, заверенное ЭЦП должностного лица таможенного органа, с информацией о выпуске товаров по предварительной ТД без предъявления их таможенному органу.

5.6. В случае, если во время выполнения согласно п. 5.4 этого раздела по предварительной ТД таможенных формальностей, определенных п. 4.5 раздела IV настоящего Порядка, в т.ч. по результатам срабатывания АСАУР, установлена необходимость предоставления дополнительных документов и/или сведений о товарах, проведения таможенного досмотра товаров, взятия их проб (образцов), должностное лицо ПТО таможенного органа в срок, определенный ч. 5 ст. 259 (предыдущая таможенная декларация), с помощью АСТО направляет эту информацию декларанту на соответствующий электронный адрес».

Следует принять во внимание так же такие документы: письмо ГТСУ №11.1/1.2-12.2/14286-ЕП от 21 декабря 2012 г., и письмо МинДох №18879/7/99-99-24-01-06-17 от 23 сентября 2013г.

Как известно, таможенное оформление связано с прохождением ряда формальностей в ЭЦБД (электронная центральная база данных) таможни. В частности, при подаче таможенной декларации в режиме «импорт» информация обрабатывается АСАУР (автоматическая система анализа и управления рисками) на предмет определения рисков, связанных с конкретной поставкой, и далее инспектор принимает решение на основании результатов такого анализа. Руководствуясь упомянутыми выше документами, в случае, когда система АСАУР не сигнализирует о наличии рисков, можно применить следующую интересную технологию, которую мы разработали для одного из наших корпоративных клиентов.

Рабочий вариант применения технологии

Пример из опыта:

  • Покупатель – украинская компания (Киев)
  • Продавец – российская компания (Москва)
  • Место выгрузки – украинская компания (Харцизск Донецкой обл.,)
  • Международный пункт пропуска (п/п) – Бачевск/Троебортное (Сумская обл.)
  • И, соответственно, мы, таможенные брокеры (СPTL, Киев).

Как работала схема раньше

Киевская компания-покупатель получала товаросопроводительные документы (ТСД) от российской компании-продавца и передавала все их таможенным брокерам. Машина с грузом России шла на Киев через п/п «Бачевск-Троебортное». Мы проводили таможенные процедуры в своем секторе таможенного оформления зоны таможенного контроля (ЗТК) «ВиДи» в Вишневом, и только после этого отправляли машину в Харцизск. Т.е. получался значительный крюк.

Как выполняется оформление сейчас

  1. Нам и нашему клиенту в электронном виде передаются ТСД из Москвы, в частности инвойс, СMR, COO (сертификат происхождения) и экспортная ГТД – все, что необходимо для прохождения таможенных формальностей.
  2. Приняв эти документы, мы организуем получение счетов за прохождение государственных видов контроля от приграничных служб (фитосанитарная служба, СЭС, экология), их оплату и передачу платежек в пункт пропуска на границе.
  3. Подаем в свой сектор таможенного оформления в Вишневом импортную таможенную декларацию, но уже не типа ИМ-40-ДЕ (пропуск с доставкой в таможню назначения), как обычно в таких случаях, а ИМ-40-ЕА (пропуск без доставки).
  4. Водитель в пункте пропуска на границе проставляет разрешительные печати на ТСД от приграничных служб контроля (фитосанитаров, СЭС, экологов) с положительными отметками.
  5. ТСД передается должностным лицам пункта пропуска для внесения в ЭЦБД информации о наличии таких положительных отметок.
  6. После этого, сектор таможенного оформления в Вишневом, при отсутствии рисков АСАУР, завершает оформление по ГТД типа ИМ-40 ЕА и из пограничного пункта пропуска выезжает автомобиль с уже оформленным в свободное обращение товаром 7. Машина следует прямиком в Харцизск и доставляет товар к месту выгрузки.
  7. А дальше остается только консолидировать ТСД и отправить оригиналы документов в адрес импортера.

Реальная экономия

Как видим, схема довольно проста:

  • мы получаем все ТСД и имеем полную информацию для подготовки товара к выпуску в свободное обращение;
  • водитель проставляет разрешительные отметки на пропускном пункте в пункте пропуска через границу;
  • мы оформляем подаем к оформлению ГТД ИМ-40-ЕА в нашем секторе таможенного оформления в Вишневом;
  • инспектор в нашем секторе при наличии разрешительных отметок и отсутствии рисков по АСАУР оформляет такую ГТД;
  • машина, не заезжая в Киев, сразу следует на разгрузку в Донецкую область.

Таким образом, первое, о чем мы можем говорить, это экономия.

  1. 1.Если машина заезжает в зону таможенного контроля, клиент (украинская компания) платит за терминальное обслуживание (в нашем случае на терминале ЗТК «ВиДи» – 960 грн). Такая сумма на каждой машине при постоянном большом потоке – это уже заметная экономия.
  2. 2.Мы как таможенные брокеры выставляем счета за таможенное оформление, которые формируются в т.ч. с оформлением документ контроля доставки (ИМ-40-ДЕ), а в данном случае он не требуется. Это экономия на документе.

И в результате имеем 1000–1200 грн экономии каждой на машине без учета основной статьи экономии такой как «сокращение маршрута следования и времени на доставку товара к месту назначения».

Такая экономия вполне доступна каждой компании, которая постоянно ввозит идентичные товары в больших количествах, т.е. есть стабильный поток и возможность оформлять однотоварные декларации.

Необходимые условия

Однако важно понимать, что данная схема возможна только в случае, если модуль АСАУР Государственной таможенной службы не сигнализирует о повышенных рисках поставки, и в пункте пропуска без вопросов проставляются в ТСД все необходимые разрешительные печати. В противном случае таможня потребует досмотра, и машина должна будет ехать в зону таможенного контроля, т.е. ИМ-40 ЕА, которую мы подавали в наш сектор таможенного оформления, становится документом контроля доставки ИМ-40-ДЕ. Ведь если декларация подана к таможенному оформлению в Вишневом, то инспектор на пункте пропуска в Троебортном физически не может  и не уполномочен провести досмотр или контроль таможенной стоимости груза при срабатывании этих рисков в АСАУР.

В таких случаях мы уже в ЗТК ожидаем эту машину для осуществления тех процедур, которые невозможно провести на границе. В связи с этим данную схему пока можно применять только при работе с однотипными, однотоварными декларациями, заранее проанализировав конкретную сделку и вид операций на предмет рисков в понимании таможни – подконтрольный это груз или неподконтрольный, завозился ли он ранее, есть ли на него тарифные и разрешительные документы, возникали ли проблемы с проставлением печатей того же карантина и радиологии и т.д. Ведь Кроме того в ходе поставки нужно своевременно оформлять счета приграничных служб контроля, осуществлять и контролировать оплаты по ним, и прочие нюансы.

В нашем случае могу сказать, что мы наладили этот процесс, осуществив несколько тестовых отправок. Но сделали это только после того, как аналогичные поставки неоднократно оформлялись в Вишневом. Когда уже была ясна ситуация с кодом, таможенной стоимостью и пр., мы решили поставить на поток оформление непосредственно на границе. И теперь при грамотной расстановке приоритетов, четком соблюдении описанного алгоритма и отсутствии очереди в пункте пропуска все оформление у нас занимает 2 часа, т.е. вдвое меньше, чем максимальный срок, определенный Таможенным кодексом. Так что данная технология очень интересна с точки зрения экономии времени и ресурсов.

Учитывая специфику ситуации

Впрочем, при переходе на оформление предварительной декларации приходится учитывать не только критерии анализа рисков, заложенные в АСАУР (с этим можно разобраться, пару раз оформив тот же товар в ЗТК), но и особенности работы служб контроля – фитосанитарная служба, СЭС, экология. Там сидят своеобразные, скажем так, люди, которые имеют свое понимание и трактовку таможенного законодательства, поэтому, увы, возникают прецеденты.

Допустим, фитосанитарная служба. В описанном случае киевская компания должна оплачивать счет за услуги не в местную киевскую, а в Сумскую областную инспекцию. Для этого нужно заблаговременно взять счет, оплатить его, получить платежку и предоставить в Сумскую областную инспекцию, чтобы эти деньги учли. И все равно может начаться волокита, так что имеет смысл изначально грамотно подходить к процессу, чтобы максимально его оптимизировать. К примеру, если есть возможность, лучше использовать пластиковую тару и паллеты – тогда карантин растений проходить не нужно, и это упрощает таможенные процедуры по времени и по финансам.

Проявляя гибкость, пути оптимизации можно найти в самых разных направлениях – все зависит от того, какие задачи стоят перед компанией, куда именно, в каком виде и в какие сроки должен быть доставлен товар и т.д. Если какой-то товар ввозится регулярно и в больших количествах, его вполне можно выделить в отдельный, однотоварный поток и применять описанную выше технологию, и тогда экономия налицо. Хотя если речь идет о каких-то специфических грузах, лучше первый раз провести оформление с заездом в ЗТК, чтобы понять существующие риски, а уже затем оформлять декларацию типа ИМ-40 ЕА и переносить все формальности на пограничный пункт пропуска.

Оптимизация процедур экспорта

В данном случае мы руководствуемся письмом Государственной фискальной службы Украины №1085/7/99-99-24-01-06-17 от 1 августа 2014 г. Оно подписано А. Макаренко, который, как только вступил в должность главного таможенника Украины, дал внятное разъяснение. В этом документе сообщается:

«В соответствии с ч. 3 ст. 247 ТКУ, таможенное оформление товаров, транспортных средств коммерческого назначения осуществляется в любом органе доходов и сборов с предъявлением их этому органу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 258 ТКУ, по решению органа доходов и сборов таможенное оформление и выпуск товаров, транспортных средств коммерческого назначения в соответствии с таможенным режимом экспорта может осуществляться без их предъявления органу доходов и сборов, которому подана таможенная декларация, заполненная в обычном порядке. Решение о возможности выпуска товаров, транспортных средств коммерческого назначения без их предъявления органу доходов и сборов или о необходимости такого предъявления принимается органом доходов и сборов на основании результатов анализа рисков в срок не более 4 рабочих часов с момента принятия таможенной декларации, заполненной в обычном порядке в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Таким образом, экспортные грузы, объявляемые согласно ч. 2 ст. 258 ТКУ, доставляются в соответствующую зону таможенного контроля только в случае принятия органом доходов и сборов решения о необходимости предъявления товаров, транспортных средств коммерческого назначения этому органу.

Согласно ч. 1 ст. 247 ТКУ, таможенное оформление производится в местах расположения соответствующих подразделений органов доходов и сборов. В случае необходимости осуществления только наложения таможенного обеспечения на грузовой отсек транспортного средства коммерческого назначения, перемещающего экспортный груз, такое транспортное средство может быть предъявлено органу доходов и сборов в соответствующей зоне таможенного контроля без заезда на территорию места таможенного оформления. С этой целью руководители таможен должны организовать создание рядом с местами таможенного оформления в пределах территории мест расположения органов доходов и сборов временных зон таможенного контроля, предназначенных исключительно для наложения средств идентификации товаров и транспортных средств коммерческого назначения».

Т.е. получается, АСАУР оценивает операцию как рисковую и выдает сигнал о необходимости досмотра, экспортер должен предоставить автомобиль к досмотру в срок, который не превышает 4 часа. Если же такого сигнала система не выдает, товар к досмотру не предъявляется, т.е. экспортные операции могут осуществляться без заезда в зону таможенного контроля и, соответственно, без оплаты такого заезда, которая в описанном выше примере составляет 960 грн. Однако при необходимости наложить пломбы (таможенное обеспечение) машина заезжает в специальную временную зону при постоянной ЗТК, где проводится таможенное пломбирование (они созданы с 1 августа с.г.), за что плата не взимается – оптимизация налицо. Если же груз таможенного пломбирования не требует, т.е. по договоренности продавца и покупателя он должен быть опломбирован только заводом либо таможенным брокером, машина вообще может не ездить в сторону таможни – пломбу на заводе поставили, и все.

Все – в письменном виде!

В лучших традициях наших государственных органов, сразу после выхода приведенного выше документа многие таможни просто отказывались давать разрешение на заезд во временную зону, потому что в Письме ГФС сказано «с разрешения таможенного органа», а это, дескать, подразумевает, что они могут и не разрешать. Так вот, чтобы разрешили, нужно обратиться к ним в письменной форме, и пусть дадут обоснованный ответ, почему нельзя. У меня есть образец такого обращения, если кому-то понадобится, могу отправить по электронной почте.

Первый квест у нас был, когда мы пытались выйти на этот режим (без заезда в ЗТК) в работе с крупной компанией, которой мы оформляем по 4–5 машин экспорта в день. Там есть два направления. В одном случае таможенная пломба не требуется (достаточно заводской), и машина ждет на заводе в Капитановке, когда мы ее оформим ее в ЗТК в Вишневом.

Во втором варианте машины едут по TIR-Carnet, и их необходимо пломбировать. В этом случае приходит загруженная машина, мы подаем декларацию, и пока проводятся таможенные формальности, машина заезжает во временную зону, где деньги за терминальное обслуживание не взимаются. Прошли таможенные процедуры, инспектор наложил таможенное обеспечение, оформил TIR, отдал водителю в руки документы – и машина поехала на границу. Т.е. если мы говорим о процедурах, где необходимо таможенное пломбирование, временная зона спасает.

Рекорд оптимизации

Раньше схема работала так: брокеры ожидали на таможенном посту, пока водитель привезет оригиналы документов, и лишь получив их, начали готовить декларацию – набрали ее, ставили все разрешительные печати, затем комплектовали весь необходимый пакет и подавали на оформление. Но затем мы пришли к выводу, что отрезок времени от загрузки машины до ее прибытия на пост не стоит терять на ожидание.

Сейчас таможенное оформление у нас начинается, когда машина еще загружается на заводском складе – нам сразу передаются по электронной почте проекты ТСД: инвойса, упаковочного листа и других товаросопроводительных документов, и мы начинаем набирать декларацию. Затем нам вдогонку скидывают скан-копии документов водителя, поскольку в ГТД типа ЭК-10 нужно вносить их данные, и мы заполняем также TIR и CMR (по копиям, а затем уже сверяем с оригиналами).

По завершению загрузки клиент отправляет нам скан-копии всего пакета документов с окончательными цифрами и всеми необходимыми подписями – это сигнал, что автомобиль загружен и готов к таможенному оформлению, и уже по этим сканам мы можем начинать таможенные процедуры. Отправляем электронную декларацию на таможню для проведения формальностей (в гр. 44 ГТД указываем: d5503 2730/d5504 2730), и пока машина в пути, эта декларация проверяется на отсутствие ошибок для регистрации в АСТО.

По приезду водитель передает нам оригиналы документов, мы ставим на них разрешительные печати под выпуск радиологии, карантина растений и СЭС, завершаем все формальности и отдаем готовые документы водителю. Во временной зоне ставятся таможенные пломбы – и можно ехать к границе.

Если же по процедуре таможенные пломбы не нужны, машина все время оформления находится на заводе, а водитель встречается с брокером в оговоренном месте, где отдает, а затем забирает готовые документы. По логике вещей, этот момент можно еще несколько оптимизировать, если найти возможность передавать оригиналы документов где-то по пути.

Что касается служб контроля, то в нашем конкретном случае есть такой момент, как карантин растений – товар вывозится в деревянной таре, и нужно получить разрешение, поставить соответствующую печать. Оплату за эту услугу госслужба принимает заранее. Т.е. мы берем счета на определенное количество машин, экспортер их оплачивает, а затем эти средства списываются при каждой отправке, и в 44-ю графу ГТД мы вносим разрешительные печати под буквой «d», т.е. под ответственность декларанта. В таком случае предъявлять груз инспекторам службы карантина не нужно. Аналогично работаем с экологической службой (печать радиологии). Все это также позволяет ускорить и упростить таможенное оформление, ведь все разрешительные печати проставляются на месте под нашу ответственность декларанта перед завершением таможенного оформления без досмотра груза инспекторами.

В результате получается, АСАУР «дает добро» (т.е. не выдает сигнал о рискованности операции), подавать машину на досмотр нет необходимости – она отправляется к границе прямо с завода. Хотя проводить оформление по такой схеме нужно на ближайшем к заводу/складу ПТО, чтобы автомобиль мог оперативно прибыть на таможню в случае, если таможенная система управления рисками АСАУР все же оценит поставку как рисковую.

Оформление поставки по такой схеме занимает сегодня максимум час (при регламенте 4 часа), а рекорд у нас был – 9 минут.

Если срабатывает АСАУР

При работе с клиентом-экспортером, о котором идет речь, таможенная автоматизированная система управления рисками все же срабатывает – сигналит критерий риска «интеллектуальная собственность». Дело в том, что товар, который продает эта компания, близок по параметрам тому, на который имеет патент другой производитель. В таком случае таможне необходимо предоставить согласование поставки с патентодержателем. Но мы нашли возможность решать этот вопрос без потери времени – заранее получили от владельца патента письмо, что он не имеет никаких претензий к товару экспортера, и теперь закрываем им риск автоматически.

А в целом негативная реакция АСАУР, т.е. ее сигнал о наличии тех или иных рисков при поставке означает, как правило, досмотр машин на таможне, фотографирование товара и пр. В случае с той же «интеллектуалкой», скажем, нужно открыть машину, распаковать товар, вытащить его, сфотографировать во всех ракурсах т.е. предоставить подтверждающую информацию таможне, что это совершенно другой продукт, чем тот, который имеет патент. И так – каждый раз. Поскольку товар вывозится постоянно, все уже прекрасно знают, что ничьи права интеллектуальной собственности не нарушены, но есть законодательные нормы и правила: если критерий риска сработал, закрыть этот сигнал нужно досмотром и фотографированием.

Чтобы избежать этого, на этапе загрузки наши экспортеры делают все необходимые фотографии и высылают их нам. Мы добавляем их к пакету документов перед декларированием, вкладываем письмо от патентодержателя для всех экспортных отправок, подтверждающее, что у него вопросов к данному товару нет. Таким образом риск, о котором сигналит система, закрыт, таможня осуществила документальный контроль товара на предмет интеллектуальной собственности, а экспортеру не приходится тратить время и средства на разгрузку и распаковку товара в зоне таможенного контроля. Корректно налаженные процедуры, учитывающие возможные сигналы АСАУР, позволяют все таможенное оформление таких экспортных поставок осуществить от 9 минут до часа.

Описанные алгоритмы позволяют провести оптимизацию процессов, связанных с прохождением таможенных процедур и получить реальную экономию и средств, и времени.

Это очень интересно

В условиях экономического кризиса и желания наших клиентов максимально оптимизировать затраты на логистических операциях и таможенных формальностях, работать над созданием процедур и алгоритмов очень интересно. Умение гибко применить нормы законодательства таким образом, чтобы воплотить их в реальность, анализируя характер ВЭД операций – наш любимый квест!