Оптимизация прохождения таможенных процедур 

Как повысить эффективность транспортной логистики компаний, чья деятельность связана с международными грузоперевозками? Этот вопрос особенно актуален с учетом того, что сегодня в Украине сложилась не самая благоприятная экономическая ситуация. Один из путей, ведущих к реальной экономии – оптимизация прохождения таможенных процедур. 

Оптимизация процедур импорта

Основополагающие документы, позволяющие достичь оптимизации таможенных формальностей при импортных операциях, это:

  1. Приказ Министерства финансов Украины №631 от 30 мая 2012 г («Об утверждении Порядка выполнения таможенных формальностей при осуществлении таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации на бланке единого административного документа»);
  2. Письмо Государственной таможенной службы Украины №11.1/1.2-12.2/14286-ЕП от 21 декабря 2012 г.;
  3. Письмо Министерства доходов и сборов №18879/7/99-99-24-01-06-17 от 23 сентября 2013 г. 

Все импортеры на практике, при оформлении грузовой таможенной декларации (ГТД), сталкиваются с необходимостью прохождения ряда технических формальностей в процессе таможенного оформления. В частности, при подаче ГТД к таможенному оформлению в режиме «импорт» вся информация, указанная в декларации, обрабатывается автоматической системой анализа и управления рисками (АСАУР) на предмет определения рисков, связанных с конкретной поставкой. Критериями риска, например, могут выступать: товарная номенклатура, страна отправки, заниженная / завышенная стоимость товаров, наличия резидента и/или нерезидента в санкционных списках и т.п. Исходя из результатов такого анализа, должностное лицо таможенного органа (инспектор) принимает решение о необходимости проведения дополнительных таможенных формальностей.

В случае, если складывается ситуация, что АСАУР не сигнализирует о наличии каких-либо рисков относительно данной поставки товара, то, руководствуясь упомянутыми выше документами, можно применить следующую интересную технологию, которую мы разработали для одного из наших корпоративных клиентов. 

Рабочий вариант применения технологии

Дано:

  • Покупатель/Импортер – ККК (Киев)
  • Продавец/Экспортер – ГГГ (Германия)
  • Место выгрузки (конечный Получатель) – ООО (Одесса)
  • Международный пункт пропуска (п/п) – Краковец
  • Таможенные брокеры – СPTL (Киев)
  • Зона таможенного контроля – ЗТК (Киев) 

Схема таможенного оформления ДО оптимизации процесса:

  1. ККК получала по e-mail товаросопроводительные документы (ТСД) от ГГГ и пересылала их копии по e-mail на CPTL.
  2. Авто с товаром из Германии шла в ЗТК (Киев) через п/п Краковец.
  3. CPTL осуществляла таможенные процедуры на территории своей ЗТК (Киев) с оформлением импортной ГТД типа ИМ-40-ДЕ.
  4. После этого отправляли авто к месту выгрузки в Одессу конечному Получателю ООО.

Таким образом, получался значительный крюк по доставке. 

Схема таможенного оформления ПОСЛЕ оптимизации процесса:

  1. ККК и CPTL по e-mail получают ТСД от ГГГ, в частности: инвойс, СMR, COO (сертификат происхождения) и экспортную ГТД.
  2. Имея в наличии эти документы, CPTL организует проставление разрешительных печатей о прохождении государственных видов контроля (карантин, СЭС, экология) непосредственно на границе, путем удаленного обмена документами, предварительно налаженного с соответствующими службами в п/п Краковец.
  3. До момента пересечения авто таможенной границы Украины, CPTL подает в своей ЗТК (Киев) к таможенному оформлению ГТД. Но уже не ИМ-40-ДЕ (как обычно в таких случаях), а ИМ-40-ЕА (пропуск товаров без предъявления их таможенному органу).
  4. Водитель в п/п Краковец проставляет на ТСД разрешительные печати о прохождении государственных видов контроля (карантин, СЭС, экология) с положительными отметками.
  5. ТСД с положительными отметками предъявляются должностным лицам таможенного органа на п/п Краковец и те, в свою очередь, вносят в ЭЦБД информацию о положительном прохождении товаром государственных видов контроля.
  6. После внесения этой информации, должностное лицо ЗТК (Киев) (при отсутствии рисков АСАУР), выпускает товары в свободное обращение по ГТД типа ИМ-40 ЕА и из п/п Краковец товар следует по маршруту к конечному получателю в Одессе, минуя Киев.
  7. Конечный Получатель консолидирует экземпляры ТСД импортера и отправляет их оригиналы в Киев любым удобным способом. 

Реальная экономия 

Первый и самый важный пункт экономии – это сокращение маршрута следования и времени на доставку товара к месту назначения.

Кроме того, имеем экономию на терминальном обслуживании в ЗТК (Киев), что также (при наличии стабильного и немалого объема поставок) может составить значительную сумму, учитывая, что тарифы на эту услуги в киевском регионе составляют от 1000 грн./сутки за 1 авто.

Подобная оптимизация вполне доступна каждой компании, имеющей стабильный поток импорта однотипных товаров. 

Необходимые условия 

Несмотря на всю привлекательность подобной схемы оптимизации, следует осознавать, что она применима только в ситуации, когда АСАУР не генерирует рисков относительно поставки товара и, при этом, четко налажен процесс проставления печатей о прохождении государственных видов контроля непосредственно в пункте пропуска через таможенную границу Украины. Если же условия не складываются благоприятно, то авто будет вынуждено следовать в таможню назначения для предъявления товаров таможенному органу с целью проведения дополнительных таможенных формальностей, таких как таможенный досмотр, проверка правильности классификации и/или таможенной стоимости, прохождения государственных видов контроля и т.п. Таким образом, ГТД типа ИМ-40 ЕА, которая была подана к оформлению, меняет тип и становится документом контроля доставки (ГТД типа ИМ-40 ЕЕ) с дальнейшим оформлением выпуска в свободное обращение (ГТД типа ИМ-40 ДЕ) уже непосредственно в таможне назначения после соблюдения всех предусмотренных таможенных формальностей. Причина заключается в том, что должностное лицо таможенного органа в пункте пропуска через границу (например, п/п Краковец) не уполномочено на проведение дополнительных таможенных формальностей по ГТД, которая была подана к таможенному оформлению в другом таможенном органе на территории Украины (например, в Киеве). 

В данном случае отрабатывается стандартная схема таможенного оформления с прибытием авто в ЗТК импортера. Исходя из изложенного и учитывая то, что АСАУР является программным модулем, действия которого в отношении нерегулярных поставок сложно спрогнозировать, данную схему рекомендуется применять только при работе с однотипными «накатанными» товарами.

Если же товар импортируется впервые, то необходимо заблаговременно проанализировать импортную операцию на предмет предполагаемых рисков, на которых базируется АСАУР, а именно:

  • существуют ли относительно данного товара особые распоряжения таможенного органа по дополнительным видам контроля (контроль правильности классификации и определения таможенной стоимости);
  • импортировался ли товар ранее;
  • предусмотрено ли для него тарифное и нетарифное регулирование при импорте;
  • возможно ли возникновение сложностей с прохождением государственных видов контроля (карантин, СЭС, экологический контроль и т.д.).

Из личного опыта, могу сказать, что нами этот процесс был налажен только после осуществления ряда тестовых поставок и только после того, как идентичные товары неоднократно оформлялись в Киеве. Как только на 100% была прояснена ситуации с классификацией товара по УКТ ВЭД, таможенной стоимостью, нетарифным регулированием, прохождением государственных видов контроля, было принято решение поставить на поток таможенное оформление непосредственно в пункте пропуска на границе. Как результат, при четком соблюдении описанного алгоритма, процесс таможенного оформления длится не более двух часов.